г. Москва |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А40-10739/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 15.02.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Стекломонтаж" - Лазарева А.В. (представителя по доверенности от 03.09.2019),
от Департамента культурного наследия города Москвы - Караваева А.А. (представителя по доверенности от 30.12.2020),
рассмотрев 09.02.2021 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Стекломонтаж"
на решение от 26.05.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 10.09.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-10739/2020
по заявлению акционерного общества "Стекломонтаж"
к Департаменту культурного наследия города Москвы
об оспаривании приказа в части,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Стекломонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту культурного наследия города Москвы (далее - департамент) с заявлением о признании недействительным приказа от 15.05.2019 N 393 "О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 6, д. 8, стр. 1, 2, вл. 8, д. 10, стр. 1, 2, 4, д. 12, стр. 5, д. 14, корп. 1, д. 16, стр. 1, д. 18, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы и об утверждении границ его территории" в части включения объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 18 в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, неполное исследование судами имеющихся в материалах дела доказательств, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель департамента, напротив, возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и департамента, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что общество является собственником здания с кадастровым номером 77:01:0006025:1037 площадью 1146,3 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 18.
Приказом департамента от 15.05.2019 N 393 "О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 6, д. 8, стр. 1, 2, вл. 8, д. 10, стр. 1, 2, 4, д. 12, стр. 5, д. 14, корп. 1, д. 16, стр. 1, д. 18, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы и об утверждении границ его территории" данное здание, принадлежащее обществу, было включено в перечень выявленных объектов культурного наследия с наименованием: "Ансамбль исторической застройки Алексеевской улицы, 2-я пол. XVIII-XIX вв., нач. XX в.".
Не согласившись с департаментом, общество оспорило данный приказ в части включения в этот перечень упомянутого здания общества.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в пояснительной записке к оспариваемому приказу отражено, что объект общества - жилой дом, XVIII - XIX в., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 18 был построен в 1796 году, и согласно критериям историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, расположенных на территории города Москвы, с учетом пункта 2 приказа департамента от 30.12.2015 N 478 подтверждается наличие у рассматриваемого объекта историко-культурной ценности.
Отклоняя довод общества о том, что сумма числовых значений объекта не составляет 237 баллов со ссылкой на неправомерное включение департаментом в предмет оценки нескольких зданий, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 6, д. 7, стр. 1, 2. вл. 8. д. 10, стр. 1, 2, 4. д. 12, стр. 5. д. 14. корп. 1. д. 16. стр. 1, д. 18, суды приняли во внимание, что объектом культурного наследия согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) может быть и группа строений или сооружений. Суды установили, что в данном случае упомянутая группа строений или сооружений, как следует из пункта 2 приказа департамента от 30.12.2015 N 478, оценивалась именно как единый объект в отношении группы таких объектов. При этом суды учли, что департамент не нарушил положения в части начисления баллов в рамках оценки группы зданий, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 6, д. 7, стр. 1, 2. вл. 8. д. 10, стр. 1, 2, 4. д. 12, стр. 5. д. 14. корп. 1. д. 16. стр. 1, д. 18.
Отклоняя ссылки общества на незаконное ограничение предпринимательского права общества на свободное использование имущества, заявленные в обоснование довода о незаконности оспариваемого приказа департамента, суды исходили из того, что включение данным приказом объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 6, д. 8, стр. 1, 2, вл. 8, д. 10, стр. 1, 2, 4, д. 12, стр. 5, д. 14, корп. 1, д. 16, стр. 1, д. 18, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы, основано на положениях Закона N 73-ФЗ, направленных на сохранность объектов культурного наследия.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, и правильном применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Закона N 73-ФЗ, Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.08.2015 N 548-ПП.
Поэтому доводы кассационной жалобы общества, фактически сводящиеся к иной, чем у судов неверной оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, а также повторению утверждений, проверенных и обоснованно отклоненных судами, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А40-10739/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в пояснительной записке к оспариваемому приказу отражено, что объект общества - жилой дом, XVIII - XIX в., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 18 был построен в 1796 году, и согласно критериям историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, расположенных на территории города Москвы, с учетом пункта 2 приказа департамента от 30.12.2015 N 478 подтверждается наличие у рассматриваемого объекта историко-культурной ценности.
Отклоняя довод общества о том, что сумма числовых значений объекта не составляет 237 баллов со ссылкой на неправомерное включение департаментом в предмет оценки нескольких зданий, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 6, д. 7, стр. 1, 2. вл. 8. д. 10, стр. 1, 2, 4. д. 12, стр. 5. д. 14. корп. 1. д. 16. стр. 1, д. 18, суды приняли во внимание, что объектом культурного наследия согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) может быть и группа строений или сооружений. Суды установили, что в данном случае упомянутая группа строений или сооружений, как следует из пункта 2 приказа департамента от 30.12.2015 N 478, оценивалась именно как единый объект в отношении группы таких объектов. При этом суды учли, что департамент не нарушил положения в части начисления баллов в рамках оценки группы зданий, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 6, д. 7, стр. 1, 2. вл. 8. д. 10, стр. 1, 2, 4. д. 12, стр. 5. д. 14. корп. 1. д. 16. стр. 1, д. 18.
Отклоняя ссылки общества на незаконное ограничение предпринимательского права общества на свободное использование имущества, заявленные в обоснование довода о незаконности оспариваемого приказа департамента, суды исходили из того, что включение данным приказом объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 6, д. 8, стр. 1, 2, вл. 8, д. 10, стр. 1, 2, 4, д. 12, стр. 5, д. 14, корп. 1, д. 16, стр. 1, д. 18, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы, основано на положениях Закона N 73-ФЗ, направленных на сохранность объектов культурного наследия.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, и правильном применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Закона N 73-ФЗ, Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.08.2015 N 548-ПП."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2021 г. N Ф05-22118/20 по делу N А40-10739/2020