г. Москва |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А40-59732/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Беловой А.Р., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дмитриева Е.А., доверенность N 33-Д-1234/20 от 08.12.2020;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании 08 февраля 2021 года кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение от 15 сентября 2020 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 11 ноября 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенного в письме от 16.01.2020 N 77/017/252/2019-4131 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д.37, стр. 1, площадью 661,8 кв.м (кадастровый номер 77:01:0003018:3292); о возложении обязанности на основании заявления от 07.10.2019 вх. N 77/017/252/2019-4131 и представленных документов осуществить государственную регистрацию права собственности города Москвы в отношении указанного объекта с кадастровым номером 77:01:0003018:3292.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2020 года решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанции, Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, в частности указал, что судами не исследованы доказательства, а также обстоятельства дела, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Заинтересованное лицо своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Обсудив заявленные доводы, заслушав представителя заявителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 07.10.2019 Департамент обратился в Управление с заявлением вх. N 77/017/252/2019-4131 о государственной регистрации прав собственности города Москвы на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 37, стр. 1, площадью 661,8 кв.м (кадастровый номер 77:01:0003018:3292).
Письмом от 16.10.2020 N 77/017/252/2019-4131 регистрирующий орган уведомил о приостановлении государственной регистрации права собственности.
Решением от 16.01.2020 N 77/017/252/2019-4131 регистрирующий орган отказал Департаменту в государственной регистрации права собственности города Москвы в связи с наличием обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, а именно: отсутствие документов, подтверждающих правомерное приобретение или фактическую принадлежность на законных основаниях объекта недвижимого имущества правообладателю, указанному в выписке из реестра имущества, в связи с чем объект отнесен к собственности города Москвы.
Полагая, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества нарушает права города Москвы, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу о том, что оспариваемое заявителем решение об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости принято в соответствии с нормами действующего законодательства и оснований для признания его незаконным не имеется.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьями 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих исследованию при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и факта нарушения оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
При разрешении споров в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности следует руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца второго пункта 1 приложения N 3 к приведенному постановлению к объектам муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно пункту 3 постановления объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Передача объектов, указанных в пункте 4 постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом. Если по истечении сроков, установленных в пунктах 6 и 7 постановления, решения соответствующими органами не были приняты, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения. Право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6, 7 или 8 постановления.
Таким образом подтверждением права собственности города Москвы на объекты является внесение их в утвержденный постановлением Мосгордумы перечень, в соответствии с которым объекты включаются в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях (местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N3020-1.
Судами установлено, что Департамент городского имущества города Москвы 07.10.2019 г. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве с заявлением N 77/017/252/2019-4131 о регистрации права собственности на нежилое помещение общей площадью 661, 8 кв.м, расположенное по адресу: Москва, ул. Новая Басманная, д.37, стр. 1, кадастровый номер 77:01:0003018:3292.
К заявлению в качестве документов-оснований были приложены: выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от 30.09.2019 N 00-132184(000), перечень предприятий и учреждений городской муниципальной собственности города Москвы, утвержденный постановлением Московской городской думы от 25.06.1997 года N 42.
В соответствии с указанной выпиской основанием возникновения права собственности города Москвы в отношении заявленного к регистрации нежилого здания является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и постановление Московской Городской Думы от 25.06.1997 года N 42.
Заявленный к государственной регистрации права собственности спорный объект внесен в представленный перечень.
При этом доводы заинтересованного лица о том, что заявленный к государственной регистрации права собственности объект отсутствует в представленном перечне, являются необоснованными.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, как участник системы межведомственного взаимодействия, в случае необходимости идентификации объектов и разночтений самостоятельно направляет запрос с целью получения информации, необходимой для государственной регистрации прав. Кроме того указанное не являлось основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении спорного недвижимого имущества отсутствуют.
Поскольку судами установлены все фактические обстоятельства дела и дополнительного исследования доказательств не требуется, но неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить судебные акты суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из заявленных обществом требований суд полагает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве восстановить права и законные интересы и осуществить государственную регистрацию права собственности города Москвы объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 37, стр. 1 площадью 661,8 кв.м (кадастровый номер 77:01:0003018:3292).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 200, 201, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2020 года по делу N А40-59732/2020 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в уведомлении от 16.01.2020 N 77/017/252/2019-4131 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 37, стр. 1.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности города Москвы объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 37, стр. 1 площадью 661,8 кв.м (кадастровый номер 77:01:0003018:3292).
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях (местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N3020-1.
...
К заявлению в качестве документов-оснований были приложены: выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от 30.09.2019 N 00-132184(000), перечень предприятий и учреждений городской муниципальной собственности города Москвы, утвержденный постановлением Московской городской думы от 25.06.1997 года N 42.
В соответствии с указанной выпиской основанием возникновения права собственности города Москвы в отношении заявленного к регистрации нежилого здания является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и постановление Московской Городской Думы от 25.06.1997 года N 42."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2021 г. N Ф05-572/21 по делу N А40-59732/2020