город Москва |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А41-21873/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18.02.2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Анциферовой О.В.
судей: Крекотнева С.Н., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Драгунов Д.И., доверенность от 21.08.2020 г.,
от заинтересованного лица: Неудахина О.И., доверенность от 11.01.2021 г.,
третьи лица:
Министерство образования Московской области - не явился, извещен,
Контрольно-счетная палата городского округа Красноармейск Московской области - не явился, извещен,
СПИ МООВИП N 1 УФССП по Московской области Варганов И.А. - не явился, извещен,
Министерство финансов Российской Федерации - не явился, извещен,
Управление Федерального казначейства по Московской области - не явился, извещен,
Министерство экономики и финансов Московской области - Андрианова В.С., доверенность от 30.12.2020 г.,
рассмотрев 16 февраля 2021 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Красноармейск Московской области
на решение Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2020 года,
принятого в рамках рассмотрения заявления АНОО "НОП ЦЕНТР"
о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу N А41-21873/2017
по заявлению АНОО "НОП ЦЕНТР"
к Администрации городского округа Красноармейск Московской области
о признании незаконными действия,
третьи лица: Министерство образования Московской области, Контрольно-счетная палата городского округа Красноармейск Московской области, СПИ МООВИП N 1 УФССП по Московской области Варганов И.А.
заинтересованные лица: Министерство финансов Российской Федерации,
Управление Федерального казначейства по Московской области,
Министерство экономики и финансов Московской области,
УСТАНОВИЛ:
АНОО "НОП ЦЕНТР" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2020 заявление удовлетворено частично, суд взыскать с городского округа Красноармейск Московской области в лице Финансового управления Администрации городского округа Красноармейск Московской области за счет средств бюджета городского округа Красноармейск Московской области в пользу АНОО "НОП ЦЕНТР" компенсацию в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация городского округа Красноармейск Московской области обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном Интернет - сайте http://www.arbitr.ru.
В судебное заседание кассационной инстанции представители Министерства образования Московской области, Контрольно-счетной палата городского округа Красноармейск Московской области, СПИ МООВИП N 1 УФССП по Московской области Варганов И.А., Министерства финансов Российской Федерации, УФК по Московской области не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица на удовлетворении кассационной жалобы настаивал по доводам, изложенным в ней. Представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу, а также в судебном акте и просил судебный акт суда кассационной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом кассационной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает судебный акт суда кассационной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Согласно абзацу 2 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 11) под органом, организацией или должностным лицом, обязанным исполнить судебный акт, являются лица, на которых возложена такая обязанность (исполнение судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока его исполнения), а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства.
Согласно подпункту "а" пункта 36 Постановления Пленума ВС РФ N 11 под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 4 статьи 222.4 АПК РФ понимаются:
по искам к публично-правовому образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны соответствующего публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), о присуждении компенсации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок - Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункты 1, 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ, пункт 3 части 9 статьи 3 Закона N 68-ФЗ).
В соответствии с абзацем 4 пункта 35 Постановления Пленума ВС РФ N 11 по делам о присуждении компенсации является обязательным привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов, а также в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 9 статьи 3 Закона о компенсации, главных распорядителей бюджетных средств.
В пункте 1 положения о финансовом управлении администрации городского округа Красноармейск Московской области принятым решением Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 25.12.2013 N 31-2 указано, что Финансовое управление Администрации городского округа Красноармейск Московской области (далее - Управление) является финансовым органом Администрации городского округа Красноармейск Московской области с правами юридического лица в форме казенного учреждения.
Управление осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на территории городского округа Красноармейск Московской области (далее - городской округ) в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах, а также координацию деятельности в указанных сферах структурных подразделений администрации городского округа и муниципальных учреждений.
Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что Финансовое управление Администрации городского округа Красноармейск Московской области является самостоятельным юридическим лицом, дата постановки на налоговый учет 29.06.2009, ОГРН 1095038004148, ИНН 5023010639, КПП 502301001. Учредителем является администрация города Красноармейск.
Решением Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2020 года компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок взыскана с городского округа Красноармейск Московской области в лице Финансового управления Администрации городского округа Красноармейск Московской области за счет средств бюджета городского округа Красноармейск Московской области, однако указанное юридическое лицо не привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Таким образом, судебный акт принят о правах и обязанностях Финансового управления Администрации городского округа Красноармейск Московской области, являющегося самостоятельным юридическим лицом, при том, что в резолютивной части решения указанное лицо прямо поименовано с указанием соответствующих ОГРН и ИНН. По указанным основаниям возражения заявителя по делу со ссылкой на нормативные правовые акты муниципального образования, касающиеся структуры органов местного самоуправления, подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены судебного акта в любом случае.
При названных обстоятельствах обжалуемый судебный акт в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московского округа.
Доводы подателя кассационной жалобы, основанные на несогласии с судебным актом, по существу вопроса о присуждении компенсации, не могут быть положены в основу отмены судебного акта, поскольку заявитель не лишен возможности предоставить свои возражения и доказательства при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, привлечь к участию в деле Финансовое управление Администрации городского округа Красноармейск Московской области, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2020 года по делу N А41-21873/2017 - отменить.
Направить рассмотрение заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Анциферова |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"по искам к публично-правовому образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны соответствующего публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), о присуждении компенсации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок - Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункты 1, 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ, пункт 3 части 9 статьи 3 Закона N 68-ФЗ).
В соответствии с абзацем 4 пункта 35 Постановления Пленума ВС РФ N 11 по делам о присуждении компенсации является обязательным привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов, а также в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 9 статьи 3 Закона о компенсации, главных распорядителей бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф05-8367/18 по делу N А41-21873/2017
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8367/18
27.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8367/18
16.07.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10653/2021
19.04.2021 Решение Арбитражного суда Московского округа N А41-21873/17
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8367/18
26.11.2020 Решение Арбитражного суда Московского округа N А41-21873/17
19.06.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9153/19
26.06.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8367/18
28.02.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1247/18
11.12.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-21873/17