город Москва |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А41-79128/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ИнВестКом": Периа А.Е. (дов. от 01.06.2020 г.), Богачевой Е.К. (дов. от 08.09.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Одинцовского городского округа Московской области: Шмитова И.С. (дов. N 205 от 30.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области: Шмитова И.С. (дов. N 13 от 11.01.2021 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 16 февраля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Одинцовского городского округа Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2020 г.,
по делу N А41-79128/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнВестКом"
к Администрации Одинцовского городского округа Московской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области
о признании незаконным решения,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ: постановлением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 15 июня 2009 г. N 1462 обществу с ограниченной ответственностью "ИнВестКом" (далее - ООО "ИнВестКом", общество, заявитель) был предоставлен земельный участок площадью 3 024 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0070512:485, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Жаворонковское, с. Жаворонки, ул. Железнодорожная, ГП-2, участок N 32, свободный от строений, для целей строительства общественно-торгового центра (далее - земельный участок), сроком на 3 года.
Во исполнение вышеуказанного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Комитет, Арендодатель) и ООО "ИнВестКом" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 01 сентября 2009 г. N 2707 (в редакции дополнительного соглашения от 02 октября 2013 г.) с кадастровым номером 50:20:0070512:485, площадью 3 024 кв.м., для целей строительства заявителем общественно-торгового центра на срок до 31 августа 2022 г. (далее - договор аренды от 01 сентября 2009 г. N 2707).
В целях реализации инвестиционного проекта по строительству общественно-торгового центра ООО "ИнВестКом" были получены необходимые технические условия, разработана проектно-сметная документация на объект строительства, выполнены подготовительные работы, получены разрешения на строительство от 12 января 2012 г. N RU 50511303-1 и от 05 августа 2013 г. N RU 50511303-17.
На основании имеющейся исходно-разрешительной документации и разрешений на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0070512:485, в соответствии с его целевым назначением ООО "ИнВестКом" было осуществлено строительство на спорном земельном участке и произведена регистрация права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: здание торгового центра со степенью готовности 70 %, назначение: объект незавершенного строительства, площадью 2 284 кв.м, кадастровый номер 50:20:0070512:1808 (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) от 11 марта 2014 г. N 50-50-66/029/2014-091); наружный газопровод-ввод низкого давления, введенный в эксплуатацию, назначение: сооружения газохимического комплекса, протяженностью 39 м, кадастровый номер 50:20:0070512:2086 (запись в ЕГРН от 30 ноября 2015 г. N 50-50-020-50/066/007/2015-8292/1).
В последующем Комитет обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с ООО "ИнВестКом" задолженности по арендной плате по договору аренды от 01 сентября 2009 г. N 2707, пени и расторжении вышеуказанного договора аренды и передачи (возврата) земельного участка по акту приема-передачи.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2018 г. по делу N А41-77890/17 с ООО "Инвестком" в пользу Комитета по договору аренды от 01 сентября 2009 г. N 2707 взыскана задолженность, пени, а также договор аренды от 01 сентября 2009 г. N 2707 досрочно был расторгнут по инициативе Комитета с 06 апреля 2018 г. В удовлетворении требования Комитета о возврате ООО "ИнВестКом" спорного земельного участка по акту приема-передачи отказано.
Поскольку договор аренды расторгнут в судебном порядке с 06 апреля 2018 г. и общество было лишено возможности продлить ранее истекшее по сроку разрешение на строительство, завершить строительство общественно-торгового центра в ранее установленный договором аренды срок (до 31 августа 2022 г.), и начать эксплуатировать объект по его целевому назначению, ООО "ИнВестКом" в целях оформления нового договора аренды земельного участка обратилось в Администрацию Одинцовского городского округа Московской области (далее - Администрация) с заявлением от 23 апреля 2019 г. о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070512:485 (номер заявления Р-1-5632794273-23656091).
По результатам рассмотрения указанного заявления Комитетом было принято решение от 03 июня 2019 г. N Р001-5632794273-23656091 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" на основании пунктов 13.3.3 и 13.2.35 Административного регламента, утвержденного постановлением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 г. N 15ВР-1814 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - Административный регламент).
В обоснование отказа Комитетом указано на повторное обращение заявителя о предоставлении земельного участка под объектом незавершенного строительства в случае, если ранее однократно уже был заключен новый договор аренды этого земельного участка с целью завершения строительства, а также на наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимого имущества.
Так, на основании постановления судебного пристава-исполнителя о запрете на совершение действий по регистрации от 20 февраля 2019 г. N 485/19/50026-ИП-240887405/5026 наложен запрет на совершение сделок в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 50:20:0070512:1808, о чем в ЕГРН сделана запись от 19 марта 2019 г. за N 50:20:0070512:1808-50/001/2019-2.
Считая свои права нарушенными, ООО "ИнВестКом" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского городского округа Московской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании указанного решения незаконным и обязании Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области и Администрацию Одинцовского городского округа Московской области осуществить подготовку, подписать и направить в адрес ООО "ИнВестКом" для подписания проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070512:485.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2020 г. решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2020 отменено. Признано незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об отказе в заключении с ООО "ИнВестКом" нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070512:485, оформленное письмом от 03 июня 2019 г. исх. N Р001-5632794273-23656091. Суд обязал Администрацию Одинцовского городского округа Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области осуществить подготовку, подписать и направить в адрес ООО "ИнВестКом" для подписания проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070512:485 на условиях, определенных действующим законодательством Российской Федерации и Московской области. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Администрация и Комитет просят об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие совокупность условий, установленных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для заключения с обществом нового договора аренды без проведения торгов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ИнВестКом" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации и Комитета поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ИнВестКом" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Из подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении в аренду обществу земельного участка не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку у заявителя, за исключением договора аренды земельного участка, имеется вся необходимая исходно-разрешительная документация, позволяющая завершить строительство, находящегося в высокой степени готовности торгового центра на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0070512:485 в установленные проектной документацией сроки.
Судом установлено, что согласно кадастровой выписке от 13 сентября 2019 г. за N 50/020/008/2019-2848 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070512:485, площадью 3 024 кв.м, расположен по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Жаворонки, ул. Железнодорожная, ГП-2, уч. N 32, разрешенное использование: строительство общественно-торгового центра, внесен в государственный кадастр недвижимости 30 сентября 2008 г. и был предоставлен в аренду заявителю на основании договора аренды от 01 сентября 2009 г. N 2707 для целей строительства общественно-торгового центра.
На вышеуказанном земельном участке ООО "ИнВестКом" в соответствии с его целевым назначением было осуществлено строительство и произведена регистрация права собственности на здание торгового центра со степенью готовности 70 %, назначение: объект незавершенного строительства, площадью 2 284 кв.м, ему присвоен кадастровый номер 50:20:0070512:1808, которое находится в собственности ООО "ИнВестКом", о чем в ЕГРП сделана запись о регистрации от 11 марта 2014 г. N 50-50-66/029/2014-091.
ООО "ИнВестКом" предоставлены все необходимые документы (исходно-разрешительная документация (постановления органов власти, градостроительный план земельного участка, задания на проектирование, заключение об инженерно-геологических условиях площадки, необходимые технические условия (на радиофикацию, на газоснабжение, устройство съездов, электрические сети, водоснабжение и водоотведение, инженерно-технические мероприятия ГО и ЧС и пр., проект строительства торгового центра в стадии "П" и "Р", положительное заключение негосударственной экспертизы, свидетельства о собственности и выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении созданного объекта незавершенного строительства здания торгового центра с готовностью 70% и завершенного строительством газопровода) на объект незавершенного строительства в целях предоставления земельного участка в аренду на новый срок для завершения строительства торгового центра и ввода его в эксплуатацию.
Факт нахождения незавершенного строительством торгового центра в объеме готовности 70% на спорном земельном участке подтверждается выпиской ЕГРП и фотографиями.
Судом также принято во внимание, что арендная плата по ранее прекращенному договору аренды от 01 сентября 2009 г. N 2707 обществом была оплачена в полном объеме.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2020 г. по делу N А41-79128/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Одинцовского городского округа Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Из подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф05-22308/20 по делу N А41-79128/2019