г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А40-265242/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей: Стрельникова А.И., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца - Кожикова Е.С., дов. от 25.11.2020 N Д-103-261
от ответчика - Нуньес Е.А., дов. от 29.12.2020
рассмотрев 16 февраля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
АО "Мосэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 15 сентября 2020 года,
по иску АО "Мосэнергосбыт"
к ФГКУ "29 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы
по городу Москве"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен АО "Мосэнергосбыт" к ФГКУ "29 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по городу Москве" о взыскании 158 698 рублей 62 копейки основного долга за потребленную электроэнергию за период с 01.04.2019 по 31.05.2019 по государственному контракту от 21.03.2019 N 40823972; 24 075 рублей 76 копеек законной неустойки за просрочку платежа за период с 29.05.2019 по 29.05.2020; законной неустойки, начисленной в порядке абзаца 8 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 30.05.2020 по дату фактический оплаты задолженности; а в случае недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с МЧС России (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020, исковые требования удовлетворены частично. С ФГКУ "29 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по городу Москве" взыскано 158 698 рублей 62 копейки задолженности, 20 450 рублей 51 копейка пени, 5 869 рублей государственной пошлины по иску. В остальной части иска отказано. В случае недостаточности денежных средств субсидиарная ответственность возложена на МЧС России.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, АО "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление изменить в части отказа во взыскании неустойки, направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между АО "Мосэнергосбыт" и ФКГУ "29 пожарно-спасательный отряд ФПС по г. Москве" (абонент) заключен государственный контракт N 40823972 от 21.03.2019, в соответствии с которым АО "Мосэнергосбыт" обязалось подавать через присоединенную сеть электроэнергию, а абонент обязался оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с условиями государственного контракта истцом было отпущено, а ответчиком потреблено электрической энергии за период с 01.04.2019 по 31.05.2019 на общую сумму 158 698 рублей 62 копеек.
Объем и сумма потребленной ответчиком электроэнергии за заявленный период подтверждаются отчетами об отпуске и покупке электрической энергии (мощности) (предоставляемые ежемесячно абонентом согласно условиям Договора), счетами. Актами приема-передачи электрической энергии (мощности), счетами-фактурами, выставленными истцом.
Потребленная электроэнергия в установленные сроки ответчиком не оплачена.
Обращаясь в суд первой инстанции с настоящим иском, истец указал, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате стоимости электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощностью), подлежит начислению законная неустойка в соответствии с пунктом 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) (в редакции ФЗ от 03.11.2015 N 307 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов").
Абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Ответчик, не производя своевременную оплату стоимости потребленной электроэнергии, совершил просрочку исполнения денежного обязательства. За период просрочки оплаты задолженности истцом начислена законная неустойка.
Истцом, в целях соблюдения порядка досудебного урегулирования спора, в адрес ответчика направлена письменная претензия с требованием оплатить задолженность за поставленную электроэнергию, однако претензия оставлена без удовлетворения.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, размещенным на официальном сайте ФНС России, учредителем и собственником имущества ФКГУ "29 пожарно-спасательный отряд ФПС по г. Москве" является МЧС России. Органом, осуществляющим права учредителя является МЧС России.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что при недостаточности денежных средств у ФГКУ "29 пожарно-спасательный отряд ФПС по г. Москве" субсидиарную ответственность по исполнению обязательств по контракту несет МЧС России.
Руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 539, 544 ГК РФ, суды пришли к законному выводу об удовлетворении иска в части взыскания с ответчика в пользу истца 158 698 рублей 62 копеек основного долга за потребленную электроэнергию за период с 01.04.2019 по 31.05.2019, 20 450 рублей 51 копейки законной неустойки за просрочку платежа за период с 29.05.2019 по 04.05.2020, поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты задолженности в установленные сроки.
Отказывая в остальной части исковых требований о взыскании неустойки, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 01.01.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство РФ вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесённой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством РФ о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
В развитие указанной статьи Федерального закона от 01.01.2020 N 98-ФЗ Правительством РФ принято Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Постановление N 424).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов не применяются до 01.01.2021.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ положения договоров должны соответствовать закону в части порядка начисления неустойки.
Таким образом, изменения, вносимые Постановлением N 424 распространяются, как на договорную, так и на законную неустойку.
Как следует из пункта 6 Постановления N 424 оно вступает в силу со дня официального опубликования, т.е. с 06.04.2020.
Из текста документа не следует, что его действие распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, ретроспективных оговорок в нем не содержится.
Данная мера представляет собой временный мораторий на начисление штрафных санкций, по истечении срока которого (т.е. с 01.01.2021) снимается запрет на ее взыскание в судебном порядке.
Таким образом, положения пункта 3 Постановления N 424 распространяются на начисление и взыскание неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, при этом, ресурсоснабжающая организация (поставщик) вправе продолжать начисление неустойки за любые периоды (в том числе за период с 06.04.2020), но вправе взыскивать неустойку за периоды просрочки исполнения обязательств с 06.04.2020 не ранее 01.01.2021.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу, что исковые требования о взыскании неустойки за период до 05.04.2020, а также неустойки по день фактического исполнения обязательства, удовлетворению не подлежат.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов об отсутствии правовых оснований для взыскания неустойки, в связи со следующим.
Отказывая во взыскании неустойки за период с 06.04.2020 по 29.05.2020 и законной неустойки от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 30.05.2020 по дату фактический оплаты задолженности, суды пришли к выводу, что положением Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Как следует из материалов дела, в соответствии с абзацем 2 пункта 1.2 контракта энергопринимающие устройства абонента расположены по адресу (адрес поставки): Москва, Павелецкая наб., д. 4А.
Статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 01.01. 2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 424).
Согласно пункту 3 Постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (вопрос N 7 раздела "Вопросы применения гражданского законодательства"), в силу положений Постановления N 424, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021.
В соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом осуществляют товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация.
Однако, судами не указано попадает ли ФКГУ "29 пожарно-спасательный отряд ФПС по г. Москве" под действие моратория и не установлено, что по адресу поставки ответчик является лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, либо собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме.
В силу пункта 1, пункта 2 частей 1-3 статьи 288 АПК РФ, неправильное применение норм материального права, являются основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело в этой части направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции, а для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2020 года по делу N А40-265242/2019 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 01.01. 2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 424).
Согласно пункту 3 Постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021.
...
В соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом осуществляют товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2021 г. N Ф05-22663/20 по делу N А40-265242/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22663/20
19.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80339/2021
06.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-265242/19
24.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22663/20
15.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36954/20
05.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-265242/19