город Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А41-57259/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Захарова Д.А., доверенность от 24.12.2019;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 17 февраля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "ДиКом-Раменское"
на решение от 25 декабря 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 22 октября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-57259/19
по заявлению ООО "ДиКом-Раменское"
об оспаривании решения
к Минжилполитике Московской области,
третье лицо: Мособлархитектура,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДиКом-Раменское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минжилполитике Московской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении проекта межевания территории по адресу: Московская область, Раменский район, д. Островцы, ул. Центральная, уч. 154/1 и уч. 154/2, в целях образования земельного участка, изложенного в письме от 05.06.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мособлархитектура.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ДиКом-Раменское" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030113:39.
С целью приобретения в собственность земельного участка, отнесенного к неразграниченной государственной собственности, без проведения торгов общество обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о разрешении осуществить подготовку проекта межевания территории в целях образования земельных участков по адресу: Московская область, Раменский район, д. Островцы, ул. Центральная, уч. 154/1 и уч. 154/2.
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 28.08.2018 N П23/0107-18 обществу разрешено осуществить подготовку проекта межевания территории в целях образования земельных участков по адресу: Московская область, Раменский район, д. Островцы, ул. Центральная, уч. 154/1 и уч. 154/2.
На основании указанного распоряжения обществом подготовлен проект межевания территории - Раменский район, д. Островцы, ул. Центральная, уч. 154/1 и уч. 154/2.
В связи с передачей функций по утверждению проектов межевания территории Минжилполитике Московской области общество неоднократно обращалось в Минжилполитику Московской области с соответствующим заявлениями.
Решением Минжилполитики Московской области от 05.06.2019 отказано в утверждении представленного обществом проекта межевания территории по адресу: Московская область, Раменский район, д. Островцы, ул. Центральная, уч. 154/1 и уч. 154/2, в целях образования земельного участка.
В качестве основания отказа указано, что отсутствуют основания для утверждения представленного проекта, предусмотренные постановлением Правительства Московской области от 17.08.2018 N 542/29 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в Московской области" (далее - Постановление N 542/29) в части состава и содержания документации.
Общество, полагая, что указанный отказ является незаконным и несоответствующим действующему законодательству, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 14.1.2 Постановления N 542/29, основаниями для принятия решения об отказе в утверждении документации является отсутствие у заявителя оформленных прав и/или согласия правообладателей земельных участков, включенных в границы проекта планировки территории, за исключением случаев обращения за принятием решения об утверждении документации на основании договора о развитии застроенной территории, договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Суды отметили, что, обращаясь с соответствующим заявлением, общество ссылалось на то, что просило утвердить Минжилполитику Московской области проект межевания территории по адресу: Московская область, Раменский район, д. Островцы, ул. Центральная, уч. 154/1, уч. 154/2, в целях образования земельного участка и предоставления его в собственность общества без проведения торгов в порядке перераспределения земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (пункт 2 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность перераспределения между собой земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществу не предоставлен на каком-либо праве испрашиваемый земельный участок. Согласно представленным обществом письменным пояснениям, целью образования испрашиваемого земельного участка является увеличение площади принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030113:39 за счет земельного участка, отнесенного к неразграниченной государственной собственности.
В силу статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 9 статьи 42 ГрК РФ).
В соответствии с ГрК РФ, подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, суды установили, что обществом не представлены доказательства наличия оснований для предоставления ему в собственность или аренду без проведения торгов спорного земельного участка.
Приведенные обществом ссылки на распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 28.08.2018 N П23/0107-18, которым обществу разрешено осуществить подготовку проекта межевания территории в целях образования земельных участков, обоснованно признаны судами несостоятельными, поскольку указанное распоряжение само по себе не является основанием для возникновения права на предоставление земельных участков без проведения торгов, в обход требований закона.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2020 года по делу N А41-57259/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ДиКом-Раменское" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2021 г. N Ф05-24740/20 по делу N А41-57259/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24740/20
22.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2496/20
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-57259/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-57259/19