г. Москва |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А41-25089/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Горшковой М.П.,
судей Дзюбы Д.И., Стрельникова А.И.,
при участии в заседании:
от истца - Мелехина А.Н. дов. от 30.01.2020
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - не явился, извещен
рассмотрев 24 февраля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации городского округа Красногорск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 23 июля 2020 года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 02 ноября 2020 года,
в деле по иску Товарищества собственников жилья "Жилой комплекс "Парковый"
к Администрации городского округа Красногорск Московской области
о взыскании,
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства
Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Жилой комплекс "Парковый" (далее - ТСЖ "ЖК "Парковый", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - Администрация, ответчик) об обязании Администрации городского округа Красногорск Московской области выплатить ТСЖ ЖК "Парковый" субсидию на возмещение затрат на выполненные в 2019 году работы по ремонту десяти подъездов в многоквартирных домах N 7, N 9, N 11 по улице Школьная города Красногорск Московской области в рамках государственной программы Московской области "Формирование современной комфортной городской среды" на 2018-2022 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 864/38, в размере 2 610 600 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2020 года решение от 23 июля 2020 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Ответчик и третье лицо по делу своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
Истцом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он не соглашается с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Отзыв приобщен судом к материалам дела с учетом заблаговременности направления отзыва в адрес ответчика.
Представитель истца просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2017 года N 864/38 утверждена государственная программа Московской области "Формирование современной комфортной городской среды", частью которой является подпрограмма "Создание условий для обеспечения комфортного проживания жителей в многоквартирных домах Московской области".
В соответствии с пунктом 1 раздела 5.1. постановления Правительства Московской области от 17 октября 2017 года (в редакции от 14 января 2020 года N 3/1), главным распорядителем средств бюджета Московской области, в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения комфортного проживания жителей в многоквартирных домах Московской области", является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Пунктом 3 раздела 5.1. постановления Правительства, предусмотрено предоставление субсидии муниципальному образованию из бюджета Московской области при выполнении муниципальным образованием ряда условий, в том числе заключение соглашения между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области и муниципальным образованием Московской области о предоставлении субсидии из бюджета Московской области.
Соглашением устанавливается форма справки-расчета о подтверждении фактических затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах на территории муниципального образования Московской области.
Данным пунктом также предусмотрено условие предоставления субсидии при наличии в бюджете муниципального образования Московской области бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования по финансовому обеспечению мероприятия, софинансирование которого осуществляется из бюджета Московской области, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии из бюджета Московской области.
Согласно пункту 5 раздела 5.1. постановления Правительства, финансирование работ по ремонту подъездов осуществляется в следующих пропорциях: не менее 52,5% - внебюджетные источники; 47,5% - субсидия из бюджетов Московской области и муниципального образования Московской области.
Постановлением Администрации городского округа Красногорск Московской области от 10 июня 2019 года N 1222/6 утвержден порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа Красногорск Московской области юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах на территории городского округа Красногорск Московской области.
Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидии, субсидия предоставляется из бюджета городского округа Красногорск Московской области за счет средств бюджета Московской области и средств бюджета городского округа Красногорск, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением Совета депутатов о местном бюджете.
Пунктом 2.2 предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется по результатам отбора получателей субсидий, проведенного Главным распорядителем, на основании соглашения о предоставлении субсидии из местного бюджета на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах, заключенного между Главным распорядителем и получателем субсидии (соглашение).
В течение пяти рабочих дней после принятия положительного решения Главный распорядитель направляет получателю субсидии по электронной почте, указанной в заявке, проект соглашения.
31 января 2019 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Администрацией городского округа Красногорск Московской области заключено соглашение N 81С-РП/2019 о предоставлении субсидии на ремонт подъездов в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 соглашения N 81С-РП/2019, размер субсидии, предоставляемой из бюджета Московской области в местный бюджет, составляет в 2019 году 2 782 850 руб. (61,8 %); размер собственных средств, предоставляемых из местного бюджета, составляет в 2019 году 1 720 150 руб.
Пунктом 3.1.4 Соглашения N 81С-РП/2019 предусмотрено предоставление субсидии при условии наличия в бюджете муниципального образования Московской области на 2019 год бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия ремонт подъездов в многоквартирных домах за счет собственных средств бюджета муниципального образования Московской области в размере не менее суммы, установленной пунктом 2.2. соглашения.
12 августа 2019 года между сторонами соглашения N 81С-РП/2019 подписано дополнительное соглашение, согласно которому в раздел 2 внесены изменения.
ТСЖ "ЖК "Парковый" является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами N 7, N 9, N 11 по улице Школьная города Красногорск Московской области.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 19 октября 2018 года истцом было направлено в адрес ответчика заявление о включении вышеуказанных многоквартирных домов в адресный перечень Программы Московской области по ремонту подъездов в многоквартирных домах в рамках государственной программы Московской области "Формирование современной комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 864/38 (далее по тексту - Программа Губернатора "Мой подъезд").
21 декабря 2018 года истцом был получен от имени ответчика ответ о включении вышеуказанных многоквартирных домов на 2019 год в адресный перечень Программы Губернатора "Мой подъезд".
05 апреля 2019 года истцом направлено в адрес ответчика заявление о созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах N 7, N 9, N 11 по улице Школьная города Красногорск Московской области с соблюдением порядка организации проведения такого собрания по вопросу проведения ремонта подъездов в данных домах.
05 июля 2019 года истцом направлены в адрес ответчика протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах N 7, N 9, N 11 по улице Школьная города Красногорск Московской области, дефектные ведомости и сметы расходов на ремонты подъездов в данных домах с сопроводительным письмом о проведении общего собрания собственников помещений в вышеуказанных домах.
29 октября 2019 года Администрацией в адрес первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области направлено письмо с просьбой предоставления дополнительных средств на оплату 115 подъездов.
15 ноября 2019 года представителями Администрации городского округа Красногорск Московской области и ГБУ МО "Управление технического надзора капитального ремонта" были приняты выполненные работы по ремонту подъездов и подписаны акты комиссионной приёмки выполненных работ по ремонту десяти подъездов в многоквартирных домах N 7, N 9, N 11 по улице Школьная города Красногорск Московской области.
26 ноября 2019 года Администрацией в адрес первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской направлено повторное письмо с просьбой предоставления дополнительных средств на оплату 116 подъездов, в том числе и ТСЖ "ЖК "Парковый".
11 декабря 2019 года истцом была направлена в адрес ответчика заявка на предоставление субсидии на возмещение затрат на ремонт подъездов в вышеуказанных многоквартирных домах, а также представлен полный пакет необходимых документов, в том числе соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского округа Красногорск Московской области юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах на территории городского округа Красногорск Московской области, в двух экземплярах, подписанных председателем Правления ТСЖ "ЖК "Парковый" и скрепленных печатью (далее по тексту - соглашение).
25 декабря 2019 года истцом было направлено в адрес ответчика обращение о подписании вышеуказанного соглашения. Ответчиком соглашение не подписано и не выплачена истцу субсидия на возмещение затрат на выполненные в 2019 году работы по ремонту десяти подъездов в многоквартирных домах N 7, N 9, N 11 по улице Школьная города Красногорск Московской области в рамках государственной программы Московской области "Формирование современной комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 864/38, в размере 2 610 600 руб., в том числе: 997 249 руб. 20 коп., что составляет 38,294 размера субсидии из средств бюджета городского округа Красногорск Московской области; 1 613 350,80 руб., что составляет 61,8% размера субсидии из средств бюджета Московской области.
9 января 2020 года Администрацией дан ответ на обращение от 25 декабря 2019 года о том, что в настоящее время выделенные средства израсходованы в полном объеме, Администрацией направлено письмо в Министерство о предоставлении дополнительных средств.
Пропорции предусмотрены распоряжением Министерства экономики и финансов Московской области от 11.10.2017 N 23РВ-259 "Об утверждении предельных уровней софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Согласно Программе Губернатора "Мой подъезд" финансирование работ по ремонту подъездов в многоквартирных домах осуществляется в следующих пропорциях:
- не менее 52,5% - внебюджетные источники (средства жилищных организаций, получаемые в рамках статьи "содержание жилого помещения");
- не более 47,5% - субсидия из бюджета Московской области и бюджета городского округа Красногорск.
Судом первой инстанции установлено, что истец, получив от ответчика подтверждение о включении многоквартирных домов N 7, N 9, N 11 по улице Школьная города Красногорск Московской области на 2019 год в адресный перечень Программы Губернатора "Мой подъезд", провел общее собрание собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах по вопросу проведения ремонта подъездов в данных домах в рамках Программы Губернатора "Мой подъезд", заключил с подрядчиками договоры подряда на выполнение работ по ремонту десяти подъездов в вышеуказанных многоквартирных домах, выполнил работы по ремонту десяти подъездов в вышеуказанных многоквартирных домах и финансирует свою часть Программы Губернатора "Мой подъезд".
Как установлено судом первой инстанции, собственники помещений в многоквартирных домах, согласившись участвовать в Программе Губернатора "Мой подъезд", своими собственными денежными средствами оплатили 52,5% стоимости ремонта подъездов в рамках статьи "содержание жилого помещения", будучи уверенными, что остальные 47,5% стоимости ремонта подъездов профинансирует государство, согласно Программе Губернатора "Мой подъезд".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что заявленные денежные средства не являются каким-либо дополнительным самостоятельным финансированием, работы ответчиком приняты, условия Программы Московской области по ремонту подъездов в многоквартирных домах в рамках государственной программы Московской области "Формирование современной комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 864/38 (Программа Губернатора "Мой подъезд") истцом выполнены, заявленные работы приняты ответчиком.
Суд первой инстанции указал, что само по себе обстоятельство не подписания ответчиком соглашения на предоставление субсидии на возмещение заявленных затрат не освобождает ответчика от исполнения обязанности по возмещению данных затрат.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы и мотивы суда первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы о том, что дополнительная субсидия из бюджета выделена не была, соглашение о выплате субсидии заключено не было, оснований для взыскания субсидии не имеется, отклоняются судом кассационной инстанции как не основанные на материалах дела и противоречащие содержанию обжалуемых судебных актов.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Иное толкование заявителем примененных норм законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводы заявителя жалобы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Иная оценка исследованных судом доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2020 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2020 года по делу N А41-25089/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.П. Горшкова |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2020 года решение от 23 июля 2020 года оставлено без изменения.
...
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что заявленные денежные средства не являются каким-либо дополнительным самостоятельным финансированием, работы ответчиком приняты, условия Программы Московской области по ремонту подъездов в многоквартирных домах в рамках государственной программы Московской области "Формирование современной комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 864/38 (Программа Губернатора "Мой подъезд") истцом выполнены, заявленные работы приняты ответчиком."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2021 г. N Ф05-25362/20 по делу N А41-25089/2020