г. Москва |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А41-7640/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.02.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей С.В. Красновой, И.В. Лазаревой,
при участии в судебном заседании:
от Администрации городского округа Чехов - не явился, извещен;
от ООО "Альтернативные строительные концепции" - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Чехов
на решение Арбитражного суда Московской области от 03.09.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А41-7640/20
по иску Администрации городского округа Чехов
к Обществу с ограниченной ответственностью "Альтернативные строительные концепции"
об обязании исполнить обязательства в натуре,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Чехов (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Альтернативные строительные концепции" (далее - ООО "АСК", Общество) об обязании исполнить обязательства по строительству и сдаче социальных объектов, предусмотренных соглашением о реализации инвестиционного проекта N 09с/31-15 от 07.08.2015: школа на 410 мест N 26; детское дошкольное учреждение на 100 мест N 25.1, и о присуждении судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта в размере 10 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.09.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам заявителя; сроки реализации социальных обязательств истекли.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Обществом (застройщик) и Администрацией Чеховского муниципального района (правопредшественник Администрации) 02.06.2015 заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта (внесено в Реестр соглашений Министерства строительного комплекса МО за N 09с/31-15 от 07.08.2015), действующее в редакции дополнительного соглашения от 02.06.2015 N 1, по условиям которого строительство ДОУ N25.1 предполагалось к выполнению в период с июня по декабрь 2017 года, строительство школы на 410 мест N 26 - с января по декабрь 2018 года, строительство ДОУ N25.2 и школы на 410 мест N26 с января по декабрь 2021 года.
Администрация указала, что до настоящего времени обязательства по соглашению не исполнены.
06.12.2019 Администрацией в адрес Общества направлена досудебная претензия с требованием в течение месяца со дня ее направления, предоставить согласие заинтересованных лиц в продлении сроков реализации контракта.
Ввиду того, что вышеуказанные документы ответчиком не представлены, Администрация обратилась в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, руководствуясь статьями 8, 11, 12, 307, 308.3, 309, 310, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" исходя из буквального толкования положений соглашения, суды пришли к вводу, что Администрацией избран ненадлежащий способ защиты права.
Судами установлено, что в разделе 3 спорного соглашения поименовано имущество, подлежащее передаче застройщиком в рамках реализации инвестиционного проекта в муниципальную собственность.
Между тем, школа на 410 мест N 26 и детское дошкольное учреждение на 100 мест N 25.1 в списке подлежащего передаче имущества отсутствуют, ввиду чего суды пришли к выводу об отсутствии у Администрации права требовать от Общества исполнения такого обязательства.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или практических действий и возникновение у инвестора прав на результаты таких вложений. В отношении строительных объектов правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности является возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект инвестиций.
Действие Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений (статья 2 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами; самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из статьи 9 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ вытекает, что финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств. Причем отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляется на основе договора и (или) государственного контракта, заключенных между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса и т.д.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 в случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 ГК РФ, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Причем в силу пункта 1 статьи 1042 ГК РФ, вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу положений статей 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как указано выше, Администрация ссылается на нарушение Обществом срока исполнения обязательств по строительству социальных объектов, предусмотренных соглашением о реализации инвестиционного проекта N 09с/31-15 от 07.08.2015.
При этом Администрация указывает, что выступает как орган местного самоуправления, который вправе отстаивать интересы муниципального образования.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного или оспоренного права принадлежит истцу.
При этом, истец должен обосновать, что избранный им способ защиты предусмотрен законом (статьи 12, 13 ГК РФ), соответствует характеру нарушения, указать кем и какое нарушенное право оспаривается и каким образом оно ведет к защите (восстановлению) его прав (то есть каким образом оно подлежит восстановлению конкретным избранным способом судебном защиты).
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая сроки реализации инвестиционного контракта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в связи с ненадлежащим способом защиты права.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.09.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А41-7640/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано выше, Администрация ссылается на нарушение Обществом срока исполнения обязательств по строительству социальных объектов, предусмотренных соглашением о реализации инвестиционного проекта N 09с/31-15 от 07.08.2015.
При этом Администрация указывает, что выступает как орган местного самоуправления, который вправе отстаивать интересы муниципального образования.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного или оспоренного права принадлежит истцу.
При этом, истец должен обосновать, что избранный им способ защиты предусмотрен законом (статьи 12, 13 ГК РФ), соответствует характеру нарушения, указать кем и какое нарушенное право оспаривается и каким образом оно ведет к защите (восстановлению) его прав (то есть каким образом оно подлежит восстановлению конкретным избранным способом судебном защиты)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2021 г. N Ф05-1419/21 по делу N А41-7640/2020