г. Москва |
|
1 марта 2021 г. |
Дело N А41-10520/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "ТЭКА-Сервис" - Тимушева Н.В., представитель по доверенности от 6 февраля 2021 года;
от заинтересованного лица: Министерства экологии и природопользования Московской области - Хохлов В.В., представитель по доверенности от 16 декабря 2020 года, Мусиев Р.А.., представитель по доверенности от 16 декабря 2020 года;
рассмотрев 16-24 февраля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природопользования Московской области
на решение от 21 августа 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 10 ноября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-10520/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭКА-Сервис"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТЭКА-Сервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (Далее - Минэкологии МО) с требованием о признании недействительным предписания от 17 января 2020 года N 03/24/1413/2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минэкологии МО обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) применены судами неправильно. По мнению заявителя кассационной жалобы земельный участок категории "земли сельскохозяйственного назначения" может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. Судами не принято во внимание то обстоятельство, что ООО "ТЭКА-Сервис" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Решением Арбитражного суда Московской области в рамках дела N А41-8271/2020 постановление признано законным. Судами сделан вывод, что начало проведения работ по разведке и добыче на участке недр полезных ископаемых, допустим после того, как земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории и после оформления правоустанавливающих документов, необходимых для использования земельного участка в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Судами также не учтено, что ООО "ТЭКА-Сервис" за указанное нарушение выдавалось предписание от 16 июня 2017 года N 4920/24/2017 и постановлением от 04 августа 2017 года N 111840/48/2017 признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Законность предписания и постановления о привлечении к ответственности подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-69885/17.
ООО "ТЭКА-Сервис" до судебного заседания подано ходатайство о заключении мирового соглашения. Ходатайство отклонено, поскольку в судебном заседании сторонами не подтверждена воля на его заключение.
В судебном заседании 16 февраля 2021 года был объявлен перерыв до 24 февраля 2021 года.
Представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене как принятые с нарушением норм материального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ТЭКА-Сервис" владеет лицензией на пользование недрами МСК 80195 ТЭ с целевым назначением и видами работ разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на месторождении "Никифоровское" площадью 40,3 Га, на участке с кадастровым номером 50:20:0090428:409, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Общество владеет земельным участком на праве аренды.
В соответствии с пунктом 2.3 лицензии до начала проведения работ по разведке и добыче на участке недр Заявитель обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельного участка в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В связи с неисполнением заявителем пункта 2.3 лицензии (вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на вид, соответствующий разведке и добыче общераспространенных полезных ископаемых, не изменен), Минэкологии МО в отношении общества было вынесено предписание от 17 января 2020 года N 03/24/1413/2019 об устранении выявленных нарушений, согласно которому заявителю предписано немедленно прекратить добычу полезных ископаемых на территории земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:409 до оформления документов по изменению категории указанного земельного участка, позволяющего использование указанного участка в целях недропользования.
Считая предписание Минэкологии МО незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суды пришли к выводу, что Министерство, обязывая заявителя прекратить добычу полезных ископаемых, вышло за пределы предоставленных Законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) полномочий. Так, судами указано, что пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено только в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, к которым не относится оформление правоустанавливающих документов на земельный участок.
Выводы судов ошибочны, основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию (статья 12 Закона о недрах).
В силу пункта 10 части второй статьи 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.
Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Таким образом, вопреки выводам судов земельным законодательством не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения на период добычи полезных ископаемых без перевода данных земель в земли соответствующей категории.
Как установлено судами и не оспаривается ООО "ТЭКА-Сервис", последний осуществляет добычу полезных ископаемых на территории земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:409, имеющего категорию земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Пунктом 2.3 Условий пользование недрами предусмотрено, что до начала проведения работ по разведке и добыче на участках недр, предоставленных в пользование, Недропользователь обязан: оформить правоустанавливающие документы необходимые для использования земельного участка в целях недропользования; осуществить перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую использование земельного участка для целей недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством; копии документов представить в Министерство не позднее 30 дней с момента их получения.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией в силу пункта 10 части второй статьи 22 Закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Лицензия выдана обществу в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных.
Вопреки выводам судов установленная пунктом 2.3 лицензии обязанность по изменению категории земельного участка является существенным условием лицензии, неисполнение которой в силу пункта 2 статьи 20 Закона о недрах влечет прекращение/приостановление пользования недрами.
Выдавая оспариваемое предписание о необходимости прекращения добычи полезных ископаемых на спорном земельном участке до оформления документов по изменению категории земельного участка, позволяющего его использование в целях недропользования Минэкологии МО, являющееся центральным исполнительным органом государственной власти Московской области и обладающее специальной компетенцией, на территории Московской области, в том числе сфере организации, охраны и рационального использования и охраны недр, действовало в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением требований законодательства о недрах и земельного законодательства.
Выводы судов о нецелесообразности перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения на промышленные в связи с тем, что на момент окончания действия лицензии спорные участки должны иметь категорию земель сельскохозяйственного назначения, поскольку обществом ведутся земляные и строительные работы для последующего возведения водоема для разведения рыбы и осуществления рыбохозяйственной деятельности, противоречат вышеуказанным нормам права.
Тот факт, что последствием разработки месторождения песка будет образование нагульного рыбоводного пруда не освобождает общество от предусмотренной пунктом 2.3 Лицензии обязанности по приведению вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим (недропользование).
Неправомерно отклонены судами доводы Минэкологии МО о том, что в рамках дела N А41-8271/20 установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, в рамках указанного дела, рассмотренного с участием тех же лиц, оспаривалось постановление Министерства о привлечении общества административной ответственности на основании части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судами в рамках указанного дела установлено, что обществом требования пункта 2.3 условий пользование недрами к лицензии МСК 80195 ТЭ выполнены не были, общество приступило к работам в отсутствие оформленных правоустанавливающих документов, необходимых для использования земельного участка в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых песков строительных при строительстве рыбоводного нагульного пруда.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием или бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В настоящем случае оснований для признания оспариваемого предписания не соответствующим закону у судов не было.
Поскольку фактические по делу на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2020 года по делу А41-10520/20 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "ТЭКА-Сервис" требований отказать.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Н.В. Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
...
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием или бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 марта 2021 г. N Ф05-1142/21 по делу N А41-10520/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1142/2021
10.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16045/20
21.08.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-10520/20
25.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5540/20