г. Москва |
|
5 марта 2021 г. |
Дело N А41-107638/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Горшковой М.П.,
судей Ворониной Е.Ю., Кочеткова А.А.,
при участии в заседании:
от истца - Ивушкин К.Р. дов. от 01.01.2021
от ответчика - не явился, извещен
рассмотрев 02 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства строительного комплекса Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 24 июля 2020 года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 17 ноября 2020 года,
в деле по иску Министерства строительного комплекса Московской области
к Администрации городского округа Чехов Московской области
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительного комплекса Московской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Чехов Московской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании суммы средств субсидий в размере 9 740 701 руб. 83 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2020 года решение от 24 июля 2020 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Администрация своих представителей в суд кассационной инстанции не направила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Комитет Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному, в лице министра Правительства Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Когана Александра Борисовича, действующего на основании Положения о Комитете Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью утвержденного постановлением Правительства Московской области от 06.06.2012 N 779/19, с одной стороны, и Администрация сельского поселения Любучанское Чеховского муниципального район Московской области, в лице главы сельского поселения Любучанское Чеховского муниципального района Московской области Карповой Ольги Сергеевны, действующей на основании Устава сельского поселения Любучанское, с другой стороны, в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.04.2013 N 230/13, и в соответствии с Законом Московской области от 22.10.2010 N123/2010-03 "О межбюджетных отношениях в Московской области" заключили соглашение от 28.06.2013 N1 "О порядке взаимодействия Комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью с органом местного самоуправления администрацией сельского поселения Любучанского Чеховского муниципального района Московской области по предоставлению финансовой поддержки в 2013 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации мероприятий адресной программы Московской области "переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013- 2015 годы".
В соответствии с п. 1.1 соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон по предоставлению финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации мероприятий программы.
Предметом настоящего соглашения является предоставление финансовой поддержки бюджету сельского поселения Любучанское Чеховского муниципального района Московской области в форме субсидий в сумме 12 765 084, 86 руб. (далее - субсидий), в том числе: средства Фонда в сумме 4 695 800,86 руб. в том числе по коду бюджетной классификации 041-0501-0980104-521 в сумме 4 695 800, 86 руб.; средства бюджета Московской области в сумме 8 069 284,00 руб., в том числе по коду бюджетной классификации 041-0501-09802-521 в сумме 8 069 284,00 руб.
Пункт 2.3.1. соглашения определяет, что субсидия бюджету Муниципального образования предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.
В соответствии с положениями п. 2.3.8 договора от 20.12.2008 N 75-ЗС о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда (в редакции дополнительного соглашения от 25.02.2015 N 14), заключенного между Фондом и Московской областью, субъект Российской Федерации - Московская область - обязуется обеспечить достижение целевых показателей реализации региональных адресных программ субъекта Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с п. 5.7. соглашения от 28.06.2013 N 1, в случае установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства по соглашению, предоставления недостоверных сведений и документов, а также нецелевого использования субсидий, государственный заказчик вправе требовать возврата предоставленных субсидий.
В связи с ненадлежащим исполнением Администрацией обязательств по соглашению Министерством направлено требование о возврате денежных средств в размере 9 740 701 руб. 83 коп.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках реализации вышеуказанного соглашения с учетом положений адресной программы, Администрацией сельского поселения Любучанское был заключен муниципальный контракт с ГУП МО "Агентство по развитию жилищного строительства" в целях строительства объекта для переселения граждан в СП Любучанское, п. Мещерское на общую сумму 17 625 240,0 руб. общей площадью застройки 943,1 кв. м общей площадью квартир 506, 3 кв. м. Согласно акта ввода в эксплуатацию от 16.12.2014 Администрация СП Любучанское ввела в эксплуатацию двухэтажный многоквартирный дом в п. Мещерское. Таким образом, МКД пригоден для проживания и является надлежащим образом завершенным строительством жилым многоквартирным домом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1134 "Об утверждении Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления Правительства Московской области от 09.04.2013 N 230/13 "Об утверждении адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013-2015 годы", исходил из того, что доказательств нецелевого использования заявленных денежных средств в материалы дела не представлено; жилой дом пос. Мещерский д. 16 заселен в полном объеме на основании договоров социального найма, переселены в него жители из аварийного жилья, а также граждане, нуждающиеся в улучшении жилья, жители бывшего дома ул. Заводская д. 24 все расселены по территории города Чехов согласно договоров социального найма и постановлений о предоставлении жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы и мотивы суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод истца о том, что многоквартирный жилой дом находится в ином населенном пункте, и граждане выразили отказ на переселение в иной населенный пункт, как как не основанный на материалах дела.
Судами установлено, что в соответствии с соглашением N 1 от 28.06.2013 заказчик вправе требовать возврата предоставленной субсидии только в случае ее использования не по назначению. Между тем, судами не установлены основания нецелевого использования средств, поскольку субсидия использована в полном объеме на строительство многоквартирного жилого дома, введенного в эксплуатацию, используемого по назначению.
Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на судебную практику отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам спора; кроме того, в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Иное толкование заявителем действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводы заявителя жалобы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Иная оценка исследованных судом доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2020 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2020 года по делу N А41-107638/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.П. Горшкова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1134 "Об утверждении Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления Правительства Московской области от 09.04.2013 N 230/13 "Об утверждении адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013-2015 годы", исходил из того, что доказательств нецелевого использования заявленных денежных средств в материалы дела не представлено; жилой дом пос. Мещерский д. 16 заселен в полном объеме на основании договоров социального найма, переселены в него жители из аварийного жилья, а также граждане, нуждающиеся в улучшении жилья, жители бывшего дома ул. Заводская д. 24 все расселены по территории города Чехов согласно договоров социального найма и постановлений о предоставлении жилых помещений."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2021 г. N Ф05-24048/20 по делу N А41-107638/2019