г. Москва |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А40-75094/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Департамента городского имущества города Москвы - Нефедова А.Ю. (представителя по доверенности от 23.12.2020),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - извещено, представитель не явился,
от Правительства Москвы - Нефедова А.Ю. (представителя по доверенности от 28.09.2020),
от открытого акционерного общества "Гостиница "Байкал" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 02.03.2021 в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 08.09.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16.11.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-75094/2020
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании уведомления,
третьи лица: Правительство Москвы, открытое акционерное общество "Гостиница "Байкал",
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) о признании незаконным уведомления от 30.01.2020 N 77/017/252/2019-4989 об отказе в осуществлении регистрационных действий по внесению изменений в запись Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) в связи с решением об изъятии для государственных нужд в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018009:5 по адресу: г. Москве, Сельскохозяйственная ул., вл. 15/1.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Правительство Москвы и открытое акционерное общество "Гостиница "Байкал" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе департамент и Правительство Москвы просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель департамента и Правительства Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, пояснил, что распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 15.10.2019 N 40928 об изъятии земельного участка для государственных нужд предусматривает изъятие не всего земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018009:5, а изъятие земельного участка, подлежащего образованию из данного земельного участка, меньшей площадью, при этом земельный участок, подлежащий образованию, не сформирован.
Управление и общество, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя департамента и Правительства Москвы, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что департамент обратился в управление с заявлением от 17.10.2019 N 77/017/252/2019-4989 об осуществлении регистрационных действий по внесению изменений в запись ЕГРН в связи с решением об изъятии для государственных нужд в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018009:5 по адресу: г. Москва, Сельскохозяйственная ул., вл. 15/1.
Уведомлением от 30.10.2019 N 77/017/252/2019-4989 управлением приостановлены регистрационные действия по внесению испрашиваемых изменений.
В целях устранения причин приостановления государственной регистрации письмом от 25.12.2019 N ДГИ-И-92230/19 департаментом в управление направлены разъяснения об отсутствии препятствий в осуществлении регистрационных действий.
Уведомлением от 30.01.2020 N 77/017/252/2019-4989 управление отказало в осуществлении регистрационных действий по причине отсутствия первичной государственной регистрации договора аренды земельного участка от 21.05.1996 N М-02-005425.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон, Закон о недвижимости) в процессе государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Однако в силу части 3 статьи 69 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и настоящим Законом.
Пунктом 2 статьи 602 ГК РФ предусмотрено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Признавая заявление департамента не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в качестве документа-основания на государственную регистрацию представлено распоряжение департамента от 15.10.2019 N 40928, в котором указано на предоставление земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018009:5 обществу по договору аренды от 21.05.1996 N М-02-051505, однако ЕГРН не содержит записи о государственной регистрации данного договора, и руководствуясь приведенными положениями законодательства, пришли к выводу о законности оспариваемого уведомления об отказе в осуществлении регистрационных действий по внесению изменений в записи ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018009:5 в связи с решением о его изъятии для государственных нужд, указав, что отсутствие в сведениях ЕГРН об этом земельном участке записи о государственной регистрации названного договора аренды исключает возможность внесения испрашиваемых изменения в записи ЕГРН.
Вопреки мнению департамента и Правительства Москвы, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы департамента и Правительства Москвы, напротив, основаны на неправильном применении норм материального права.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускает принятие решения об изъятии недвижимого имущества, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН, а также допускает принятие решений об изъятии земельных участков, подлежащих образованию.
При этом в силу части 2 статьи 14 данного Закона решения о прекращении прав на недвижимое имущество, о безвозмездной передаче недвижимого имущества, принятые органами исполнительной власти, уполномоченными на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, являются основаниями для осуществления государственной регистрации прекращения прав, перехода прав, прекращения ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц, а также для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на изъятое недвижимое имущество по поданному без доверенности от правообладателя изымаемого недвижимого имущества заявлению органа исполнительной власти, принявшего решение о прекращении прав на объекты недвижимого имущества или о безвозмездной передаче недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся такие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, как вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.
Согласно пункту 8 части 3 статьи 9 Закона в реестр прав на недвижимость в качестве дополнительных сведений вносятся сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 48 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок), в записи реестра прав на недвижимость о вещных правах на объекты недвижимости указываются дополнительные сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 59 Порядка сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд вносятся в порядке, предусмотренном пунктом 15 Порядка, в запись о праве (в случае если в результате изъятия прекращаются вещные права) на основании поступившего решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение, с указанием реквизитов такого решения.
Согласно пункту 15 Порядка при внесении изменений и иных дополнительных сведений в записи кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость в данных об изменениях (дополнениях) указываются: сведения о документах, послуживших основанием для внесения изменений (дополнений) в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка
При этом, как предусмотрено пунктом 60 Порядка, в записи реестра прав на недвижимость об ограничении прав и обременении объекта недвижимости указываются сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 65 Порядка также установлено, что сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд вносятся в запись об ограничениях (обременениях) (в случае если в результате изъятия прекращаются права аренды или безвозмездного срочного пользования) на основании поступившего решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение, с указанием реквизитов такого решения. Если на момент принятия решения о государственной регистрации перехода ограничения права в пользу нового лица сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд остаются актуальными, соответствующие сведения о таком решении переносятся в новую запись об ограничениях.
Согласно части 9 статьи 60 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании: 1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд; 2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в ЕГРН; 3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
Таким образом, судами правомерно принято во внимание, что ЕГРН не содержит записи о государственной регистрации упомянутого договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018009:5, заключенного с обществом, что исключало возможность внесения испрашиваемых изменений в записи ЕГРН.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А40-75094/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 65 Порядка также установлено, что сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд вносятся в запись об ограничениях (обременениях) (в случае если в результате изъятия прекращаются права аренды или безвозмездного срочного пользования) на основании поступившего решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение, с указанием реквизитов такого решения. Если на момент принятия решения о государственной регистрации перехода ограничения права в пользу нового лица сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд остаются актуальными, соответствующие сведения о таком решении переносятся в новую запись об ограничениях.
Согласно части 9 статьи 60 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании: 1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд; 2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в ЕГРН; 3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2021 г. N Ф05-22708/20 по делу N А40-75094/2020