г. Москва |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А40-23031/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей А.Р. Беловой, И.В. Лазаревой,
при участии в судебном заседании:
от АСО "Стройспецмонтажсервис" - не явился, извещен;
от ООО "ДК СТРОЙ 99"- не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу АСО "Стройспецмонтажсервис"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу N А40-23031/20
по иску АСО "Стройспецмонтажсервис"
к ООО "ДК СТРОЙ 99"
о взыскании задолженности в размере 300 000 руб. 00 коп.
УСТАНОВИЛ:
АСО "Стройспецмонтажсервис" (далее - Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ДК СТРОЙ 99" о взыскании задолженности в размере 300 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2020 отменено, в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации средства компенсационного фонда, являющиеся предметом иска, относятся к способам обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и не являются источником формирования имущества саморегулируемой организации; членство Ответчика в Ассоциации подтверждается регулярной уплатой Обществом членских взносов с конкретным назначением платежей, что является дополнительным признанием Ответчиком факта членства в Ассоциации, подтвержденного выпиской из Единого реестра членов саморегулируемых организаций, и определяет момент возникновения у Ответчика обязанности по уплате взносов в компенсационные фонды; арбитражным судом апелляционной инстанции не дана оценка обращению Национального объединения строителей от 28.02.2020 N 04-02-754/20, согласно которому подтверждается право Ассоциация строительных организаций "Стройспецмонтажсервис" истребовать невнесенные некоторыми членами Ассоциации, но учтенные Национальным объединением строителей, взносы в компенсационные фонды с последующим перечислением средств компенсационных фондов на специальный счет Ассоциации "Национальное объединение строителей.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Ассоциация внесена в реестр саморегулируемых организаций 19.02.2010 за N СРО-С-202-19022010.
Решением Общего собрания членов Ассоциации от 24.10.2016 N 38 утверждено Положение о компенсационном фонде возмещения вреда саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Межрегиональное объединение специализированных строительно-монтажных организаций "Стройспецмонтажсервис".
Решением внеочередного Общего собрания членов Ассоциации от 30.12.2016 N 39 утверждено Положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Межрегиональное объединение специализированных строительно-монтажных организаций "Стройспецмонтажсервис".
В соответствии с требованиями статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявления ООО "ДК СТРОИ 99" о вступлении, решением внеочередного общего собрания членов Ассоциации (протокол от 30.12.2016 N 39) ООО "ДК СТРОИ 99" принято в члены Ассоциации и решением Правления Ассоциации, оформленным протоколом от 09.01.2017 N 77, выдано свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, NС-202-77-0141-77-09012017.
Согласно заявлению Общества и в соответствии с решением Правления Ассоциации от 10.02.2017, оформленного протоколом N 91, Обществу взамен ранее выданного свидетельства выдано новое свидетельство о допуске к работам NС-202-77-0141-77-10012017, а решением Правления Ассоциации от 13.03.2017, оформленного протоколом N 107, Обществу выдано новое свидетельство о допуске к работам N С-202-77-0141-77-09012017.
Ссылаясь на неоплату Обществом 100 000 руб. 00 коп. за взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а также 200 000 руб. 00 коп. за взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, Ассоциация обратилась с иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 5 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ, частью 1.1 статьи 55.7, частями 16, 17 статьи 55.16, частью 3.1. статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 5 и 13 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", частями 5 и 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и учитывал отсутствие доказательств оплаты.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил того, что приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2018 N СП-105 сведения об Ассоциации исключены во внесудебном порядке из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в связи с чем, пришел к выводу, что исключение истца из государственного реестра СРО не предполагает осуществление им уставной деятельности.
Суд апелляционной инстанции отметил, что прекращение действия свидетельства о допуске в связи с исключением Ассоциации из реестра также исключает возможность деятельности ответчика в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта, поскольку все члены некоммерческой организации лишились права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Руководствуясь п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Ассоциация не может требовать оплаты взносов, как источник формирования имущества саморегулируемой организации, со ссылкой на Федеральный закон от 01.12.2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Суд апелляционной инстанции также исходил из того, что действия истца, включившего ответчика в состав членов Ассоциации и выдаче свидетельств о допуске к определенным видам работ без уплаты взноса в компенсационный фонд, в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 55.6 ГрК РФ) являются неправомерными и осуществлены истцом на свой риск, последствия которого истец несет самостоятельно.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно абз.2 части 1 статьи 26 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" источниками формирования имущества Партнерства являются регулярные и единовременные взносы членов.
Согласно ст. 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях" источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в том числе: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что источниками формирования имущества некоммерческой организации являются, в частности, регулярные поступления от членов такой организации. Порядок регулярных поступлений от членов некоммерческой организации определяется учредительными документами некоммерческой организации, в соответствии с п. 2 ст. 26 указанного Федерального закона.
Также, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предусматривает, что одним из источников формирования имущества саморегулируемой организации являются регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы).
Согласно части 11 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 настоящей статьи, обязаны уплатить в полном объеме:
1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;
3) вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.
В силу пункта 1 части 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Порядок уплаты регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях").
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2018 N СП-105 сведения об Ассоциации исключены во внесудебном порядке из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Вместе с тем, факт исключения Ассоциации из реестра саморегулируемых организаций не влечет ликвидацию самого юридического лица и не может влиять на права Ассоциации и их защиту в рамках тех материальных правоотношений, которые возникли между ассоциацией в период осуществления ею деятельности в качестве саморегулируемой организации, с одной стороны, и ответчиком в период его членства в ассоциации, с другой стороны.
Как установлено судами, решением внеочередного общего собрания членов Ассоциации, оформленного протоколом от 30.12.2016 N 39, ООО "ДК СТРОИ 99" принято в члены Ассоциации и ему выданы свидетельства о допуске к работам.
В данном случае Ассоциация обратилась в суд с требованиями о взыскании взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в размере 100 000 руб. и взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 200 000 руб., которые возникли до исключения Ассоциации из реестра, и обязанность оплаты которых не прекращена данным исключением.
Суд округа не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции относительно того, что действия истца, включившего ответчика в состав членов Ассоциации и выдаче свидетельств о допуске к определенным видам работ без уплаты взноса в компенсационный фонд, в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 55.6 ГрК РФ) являются неправомерными и осуществлены истцом на свой риск, последствия которого истец несет самостоятельно.
В соответствии с 1 частью 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия решения о приеме ответчика в члены Ассоциации) в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
В части 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен определенный перечень документов, необходимых для приема в члены саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 4 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи, саморегулируемая организация осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу.
В соответствии с частью 6 названной статьи лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Принимая во внимание выдачу Обществу на основании решения Правления Ассоциации, оформленного протоколом от 09.01.2017 N 77, свидетельства о допуске к работам NС-202-77-0141-77-09012017, а также на основании заявления Общества и в соответствии с решением Правления Ассоциации от 10.02.2017, оформленного протоколом N 91, выдачу взамен ранее выданного свидетельства нового свидетельства о допуске к работам NС-202-77-0141-77-10012017, на основании решения Правления Ассоциации от 13.03.2017, оформленного протоколом N 107, выдачу нового свидетельства о допуске к работам N С-202-77-0141-77-09012017, Общество было принято в члены саморегулируемой организации, что также подтверждается фактическими действиями Общества по подаче заявлений, установленными судами.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований не основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу N А40-23031/20 отменить.
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2020 по делу N А40-23031/20 оставить в силе.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции относительно того, что действия истца, включившего ответчика в состав членов Ассоциации и выдаче свидетельств о допуске к определенным видам работ без уплаты взноса в компенсационный фонд, в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 55.6 ГрК РФ) являются неправомерными и осуществлены истцом на свой риск, последствия которого истец несет самостоятельно.
...
В части 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен определенный перечень документов, необходимых для приема в члены саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 4 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи, саморегулируемая организация осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2021 г. N Ф05-23536/20 по делу N А40-23031/2020