город Москва |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А40-57871/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей Каменецкого Д.В., Колмаковой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Департамента городского имущества города Москвы - Дмириева Е.А. по дов. от 08.12.2020 г. N 33-Д-1234/20;
от ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - неявка, извещено;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Прайм" - неявка, извещено;
рассмотрев 09 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2020 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 12 ноября 2020 года
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Прайм",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2020 г. по делу N А40-57871/2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 г. заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве; регистрирующий орган), изложенное в письме от 27.12.2019 г. N 77/017/215/2019-4432 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации договора аренды от 13.06.2019 г. N 00-00780/2019 (между арендодателем - Департаментом городского имущества города Москвы и арендатором - обществом с ограниченной ответственностью "Прайм" (ООО "Прайм") в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:08:0004014:3337 (1 этаж, пом. Iа, ком. 1-11), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, д. 29, стр. 1 и обязал регистрирующий орган в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке
По делу N А40-57871/2020 поступила кассационная жалоба от Управления Росреестра по Москве, в которой регистрирующий орган просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
Управление Росреестра по Москве, ООО "Прайм", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
От Департамента городского имущества города Москвы в Арбитражный суд Московского округа в электронном виде поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания (посредством веб-конференции). К ходатайству приложены электронные образцы документов, удостоверяющие личность представителя заявителя, а также документы, подтверждающие полномочия представителя на участие в судебном заседании.
Исходя из необходимости соблюдения интересов участников процесса на судебную защиту, принимая во внимание наличие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) и учитывая опыт Верховного суда Российской Федерации, Арбитражным судом Московского округа удовлетворено заявленное истцом ходатайство.
Однако представитель заявителя - Департамента городского имущества города Москвы непосредственно присутствовал в судебном заседании (не посредством веб-конференции).
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителю Департамента городского имущества города Москвы его права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве от других участников процесса, а также иные заявления или ходатайства, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Арбитражного суда Московского округа не поступили, в судебном заседании заявлены не были.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доводам кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Департамента городского имущества города Москвы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов.
Спор по настоящему делу N А40-57871/2020 рассмотрен судами в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (глава 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц": ст. ст. 197-201).
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых отказов закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми отказами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив в установленном порядке, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства регулирующего спорные правоотношения, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Судами было обращено внимание на то, что Управлением Росреестра по Москве (регистрирующим органом) было принято решение о приостановлении проведения регистрационных действий в связи с отсутствием Устава ООО "Прайм" в приложении к заявлению Департамента городского имущества города Москвы от 18.06.2019 г. о государственной регистрации договора аренды и не поступлением ответа Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве на запрос о предоставлении Устава ООО "Прайм"; регистрирующим органом 27.12.2019 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации договора аренды.
Однако на основании ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ) не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Вышеуказанный документ (устав ООО "Прайм") запрошенный регистрирующим органом не является обязательным приложением к заявлению на государственную регистрацию на недвижимое имущество и сделок с ним исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора аренды.
На основании п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения требований заявителя по данной категории дел в резолютивной части решения арбитражного суда должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В силу чего суд также обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения в установленном законом порядке.
Суд кассационной инстанции, проанализировав доводы кассационной жалобы, исходя из конкретных обстоятельств именно данного дела и полномочий суда кассационной инстанции (суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций. Принимая во внимание предмет и основание заявленных требований, суд кассационной инстанции полагает необходимым указать, что исходя из системного толкования положений действующего законодательства, а также учитывая судебную практику по данному вопросу можно прийти к выводу о том, что суд не вправе выходить за пределы оснований оспариваемого отказа регистрирующего органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, подлежат отклонению, основаны на ином толковании норм права, противоречат материалам дела и представленным доказательствам.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления Росреестра по Москве, а принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции считает законными и обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2020 года по делу N А40-57871/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Петрова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами было обращено внимание на то, что Управлением Росреестра по Москве (регистрирующим органом) было принято решение о приостановлении проведения регистрационных действий в связи с отсутствием Устава ООО "Прайм" в приложении к заявлению Департамента городского имущества города Москвы от 18.06.2019 г. о государственной регистрации договора аренды и не поступлением ответа Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве на запрос о предоставлении Устава ООО "Прайм"; регистрирующим органом 27.12.2019 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации договора аренды.
Однако на основании ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ) не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Вышеуказанный документ (устав ООО "Прайм") запрошенный регистрирующим органом не является обязательным приложением к заявлению на государственную регистрацию на недвижимое имущество и сделок с ним исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2021 г. N Ф05-2134/21 по делу N А40-57871/2020