г. Москва |
|
11 марта 2021 г. |
Дело N А40-37397/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: благотворительного фонда "Охраны и должного содержания объектов культурного наследия" - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещено, представитель не явился;
от третьих лиц:
от Минстроя России - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 09 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу благотворительного фонда "Охраны и должного содержания объектов культурного наследия"
на решение от 30 июля 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16 ноября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-37397/20,
по заявлению благотворительного фонда "Охраны и должного содержания объектов культурного наследия"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", акционерное общество "Дом.РФ"
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2020 года, отказано в удовлетворении заявления благотворительного фонда "Охраны и должного содержания объектов культурного наследия" (далее - заявитель, фонд) об оспаривании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 17 января 2020 года N 6-р.
Не согласившись с выводами судов, фонд обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще. От Росимущества и АО "Дом.РФ" поступили отзывы на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела,
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30 декабря 2019 года Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации было принято следующее решение, оформленное протоколом N 5, пункт 17.3:
"1. Считать целесообразным совершение единым институтом развития в жилищной сфере (далее - единый институт развития) юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 12.2 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон, Закон N 161-ФЗ) в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г. Москва, пер. 1-й Кадашевский, вл.10, стр. 1 (кадастровый номер: 77:01:0002016:30), площадью 530+/- 8 кв. м с расположенным на нем находящимся в федеральной собственности объектом недвижимого имущества, указанным в приложении N 17.3, разделе I, в целях, предусмотренных Федеральным законом. Документы, предусмотренные частью 2 статьи 12 Федерального закона, прилагаются (приложение N 17.3., раздел II).
2. Росимуществу (В.В. Яковенко) в сроки, предусмотренные Федеральным законом, принять решения:
-о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ФГБУК АУИПИК) (ИНН 7705395248) на земельный участок, указанный в пункте 1;
-об изъятии находящегося в федеральной собственности объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 1, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБУК АУИПИК;
-о передаче единому институту развития находящегося в федеральной собственности земельного участка, указанного в пункте 1, с расположенным на нем находящимся в федеральной собственности объекта недвижимого имущества по передаточному акту для совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1;
-об обеспечении возможности внесения единым институтом развития в качестве агента Российской Федерации в реестр федерального имущества сведений об имуществе, указанном в пункте 1, в том числе, сведений об обременениях права собственности Российской Федерации.
3. АО "ДОМ.РФ" (А.А. Плутнику) в отношении объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 1 (за исключением объектов, подлежащих сносу и/или демонтажу), осуществить действия, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 12.2 Федерального закона.
4. АО "ДОМ.РФ" (А.А. Плутнику) при организации торгов в отношении имущества, указанного в пункте 1, предусмотреть в составе документации по проведению торгов в соответствии с частью 4.3 статьи 12 Федерального закона необходимость перечисления на счет ФГБУК АУИПИК суммы в размере 50% по результатам таких торгов".
Во исполнение решения Правительственной комиссии 17 января 2020 года Росимуществом издано распоряжение N 6-р "О совершении единым институтом развития в жилищной сфере - АО "Дом.РФ", юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации".
Заявитель, использующий спорное здание на основании договора безвозмездного пользования от 29 декабря 2007 года N 01-2/07-1, заключенного по поручению Роскультуры между Фондом и федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", не согласился с распоряжением Росимущества, в связи с чем обратился в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 161-ФЗ решение о целесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом принимается межведомственным коллегиальным органом решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2008 года N 632 "О Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации" (далее - Положение о Комиссии) Комиссия, образована в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 161-ФЗ в целях содействия развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи), объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействия созданию парков, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан (далее - жилищное строительство и иное развитие территорий), а также в целях оценки эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, государственным академиям наук.
Основной задачей Комиссии является принятие в соответствии с Федеральным законом решений об использовании находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества (далее - земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности), решений о целесообразности передачи неэффективно используемых земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, государственным академиям наук (в том числе с расположенными на таких земельных участках и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества), в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также решений о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в целях, способами и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом (пункт 3 Положения о Комиссии).
Полномочия Комиссии изложены в пунктах 4 и 5 указанного Положения, в том числе, в соответствии с абзацем 2 подпункта "б" пункта 4 Комиссия принимает решения о целесообразности совершения акционерным обществом "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона N 161 и пункта 18 Положения, решение Правительственной комиссии является обязательным для органов государственной власти и организаций.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона N 161 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан принять решения, предусмотренные пунктом 2 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 15 в течение 10 дней с даты представления единым институтом развития документов, предусмотренных Федеральным законом N 161.
Таким уполномоченным федеральным органом является Росимущество в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432.
Следовательно, во исполнение указанного решения Правительственной комиссии Росимуществом издано распоряжение, согласно которому объект изъят из оперативного управления ФГБУК АУИПИК, право на земельный участок прекращено.
Решение Правительственной комиссии, во исполнение которого издано распоряжение Росимущества, признано судами законным.
На основании изложенного, суды, не установив совокупности оснований, которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" являются основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, обоснованно отказали в удовлетворении требований.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы фонда о том, что является пользователем спорного здания, в связи с чем нарушены права, подлежат отклонению, поскольку в силу части 4 статьи 15 Закона N 161-ФЗ в случае, если до даты передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками, иными объектами недвижимого имущества либо до даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, находящийся в федеральной собственности земельный участок передан по договору аренды или договору безвозмездного пользования организации либо находящийся в федеральной собственности и закрепленный за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объект недвижимого имущества, другое имущество переданы по договору аренды или договору безвозмездного пользования, эти договоры подлежат досрочному расторжению или прекращению независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, по соглашению сторон или по решению суда при обращении в суд: органа государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в пункте 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации; единого института развития в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества единого института развития.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2020 года по делу А40-37397/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Н.В. Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы фонда о том, что является пользователем спорного здания, в связи с чем нарушены права, подлежат отклонению, поскольку в силу части 4 статьи 15 Закона N 161-ФЗ в случае, если до даты передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками, иными объектами недвижимого имущества либо до даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, находящийся в федеральной собственности земельный участок передан по договору аренды или договору безвозмездного пользования организации либо находящийся в федеральной собственности и закрепленный за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объект недвижимого имущества, другое имущество переданы по договору аренды или договору безвозмездного пользования, эти договоры подлежат досрочному расторжению или прекращению независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, по соглашению сторон или по решению суда при обращении в суд: органа государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в пункте 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации; единого института развития в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества единого института развития."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2021 г. N Ф05-2492/21 по делу N А40-37397/2020