г. Москва |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А40-282372/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Стрельникова А.И.,
судей Дзюбы Д.И., Тутубалиной Л.А,
при участии в судебном заседании:
от истца: Луценко Е.В., дов. N 408-д от 09.12.2020 г.;
от ответчиков: 1. Федеральное агентство железнодорожного транспорта - Сидельников С.А., дов. N 118/2020/АУ от 31.12.202.; 2. Министерство финансов РФ - Лобова Е.Н., дов. 01-10-08/4 от 20.01.2020 г.,
рассмотрев 09 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 02 июля 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16 ноября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по иску Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Федеральному агентству железнодорожного транспорта и Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось с иском к Федеральному агентству железнодорожного транспорта и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 916.746.345 руб.20 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02 июля 2020 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу АО "ФПК" были взысканы убытки в сумме 916.746.345 руб.20 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 200.000 руб., а в удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству железнодорожного транспорта было отказано (т.4, л.д. 84-86).
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2020 года указанное решение было оставлено без изменения (т.5, л.д. 56-57).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель истца в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал.
В судебном заседании представитель Федерального агентства железнодорожного транспорта возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил решение и постановление оставить без изменения по мотивам, изложенном в отзыве, приобщённом в материалы дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя сторон, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в 2017 году на основании публичного договора перевозки АО "ФПК" осуществляло перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет с предоставлением льготы по оплате проезда в размере 50% от установленного тарифа. В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1172, потери в доходах определяются как разность между доходами, которые организация могла бы получить в случае применения установленных государством тарифов, и доходами организации, полученными в результате предоставления льготы по тарифам. Во исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации между истцом и Федеральным агентством железнодорожного транспорта было заключено соглашение от 23.03.2017 N109-11-028. При этом для получения субсидии организация предоставляет ежемесячно в Федеральное агентство железнодорожного транспорта отчет о потерях в доходах согласно форме, определенной постановлением Правительства Российской Федерации N 1172 от 30 декабря 2009 года. Так, факт предоставления льгот, а также размер потерь в доходах АО "ФПК" подтверждаются реестрами проездных документов по оказанным услугам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах, отчетами о потерях в доходах АО "ФПК", а также копиями проездных документов. Согласно отчетам, принятым Росжелдором, потери в доходах АО "ФПК" в связи с предоставлением 50 процентной скидки на проезд обучающимся в 2017 году составили 1.967.196.345,20 рублей. На основании соглашения от 23.03.2017 N109-11-028, а также дополнительного соглашения к данному соглашению N109-11-028/1 от 20.06.2017 в 2017 году АО "ФПК" были предоставлены субсидии на компенсацию потерь в доходах в размере 1.050.450.000 рублей. Таким образом, компенсация потерь в доходах в полном объеме за 2017 год не была произведена. Копии отчетов о потерях в доходах за 2017 год были представлены в материалы дела. Размер не возмещенных потерь АО "ФПК" от предоставления 50 процентной скидки на оплату проезда обучающимся в 2017 году составил 916.746.345,20 рублей. Таким образом, в результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот по оплате проезда обучающимся старше 10 лет у истца образовались убытки в указанной сумме. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, который был удовлетворён, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования, предъявленные к Министерству финансов Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 15, 16, 309, 310, 790, 1069, 1071 ГК РФ, Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N1172 "О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования", правомерно исходил из того, что поскольку льгота по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования была установлена нормативным актом федерального уровня, при этом финансирование расходов на компенсацию потерь в доходах организации железнодорожного транспорта относится к расходным обязательствам Российской Федерации, то Министерство финансов Российской Федерации, как финансовый орган и главный распорядитель бюджетных средств Российской Федерации, должно возместить денежные средства, неполученные истцом в связи с перевозкой льготной категории граждан.
Таким образом, поскольку Министерство финансов Российской Федерации не исполнило своих обязанностей по финансированию расходов АО "ФПК", то суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о том, что требования истца о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме, так как истцу не были возмещены расходы, понесенные в связи с предоставлением льготы по оплате проезда обучающихся старше 10 лет в размере 916.746.345,20 рублей, с чем в настоящее время согласна и кассационная коллегия.
Кроме того, следует указать и о том, что по существу заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции. При этом иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, а поэтому кассационная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, аналогичные доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Поскольку кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации была рассмотрена по существу, то суд кассационной инстанции считает необходимым отменить приостановление вышеназванных решения и постановления по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2020 года по делу N А40-282372/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 02 июля 2020 года и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2020 года по делу N А40-282372/19, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 19 января 2021 года, - отменить.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в 2017 году на основании публичного договора перевозки АО "ФПК" осуществляло перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет с предоставлением льготы по оплате проезда в размере 50% от установленного тарифа. В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1172, потери в доходах определяются как разность между доходами, которые организация могла бы получить в случае применения установленных государством тарифов, и доходами организации, полученными в результате предоставления льготы по тарифам. Во исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации между истцом и Федеральным агентством железнодорожного транспорта было заключено соглашение от 23.03.2017 N109-11-028. При этом для получения субсидии организация предоставляет ежемесячно в Федеральное агентство железнодорожного транспорта отчет о потерях в доходах согласно форме, определенной постановлением Правительства Российской Федерации N 1172 от 30 декабря 2009 года. Так, факт предоставления льгот, а также размер потерь в доходах АО "ФПК" подтверждаются реестрами проездных документов по оказанным услугам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах, отчетами о потерях в доходах АО "ФПК", а также копиями проездных документов. Согласно отчетам, принятым Росжелдором, потери в доходах АО "ФПК" в связи с предоставлением 50 процентной скидки на проезд обучающимся в 2017 году составили 1.967.196.345,20 рублей. На основании соглашения от 23.03.2017 N109-11-028, а также дополнительного соглашения к данному соглашению N109-11-028/1 от 20.06.2017 в 2017 году АО "ФПК" были предоставлены субсидии на компенсацию потерь в доходах в размере 1.050.450.000 рублей. Таким образом, компенсация потерь в доходах в полном объеме за 2017 год не была произведена. Копии отчетов о потерях в доходах за 2017 год были представлены в материалы дела. Размер не возмещенных потерь АО "ФПК" от предоставления 50 процентной скидки на оплату проезда обучающимся в 2017 году составил 916.746.345,20 рублей. Таким образом, в результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот по оплате проезда обучающимся старше 10 лет у истца образовались убытки в указанной сумме. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, который был удовлетворён, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования, предъявленные к Министерству финансов Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 15, 16, 309, 310, 790, 1069, 1071 ГК РФ, Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N1172 "О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования", правомерно исходил из того, что поскольку льгота по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования была установлена нормативным актом федерального уровня, при этом финансирование расходов на компенсацию потерь в доходах организации железнодорожного транспорта относится к расходным обязательствам Российской Федерации, то Министерство финансов Российской Федерации, как финансовый орган и главный распорядитель бюджетных средств Российской Федерации, должно возместить денежные средства, неполученные истцом в связи с перевозкой льготной категории граждан."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2021 г. N Ф05-865/21 по делу N А40-282372/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-865/2021
16.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41465/20
02.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282372/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282372/19