Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 ноября 1995 г. N 306
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 сентября 1996 г. N 151/96 настоящее постановление дополнено указанием о том, что Комитет по управлению государственным имуществом обязан в трехмесячный срок оформить право владения и пользования фактически занимаемыми истцом помещениями на момент приватизации
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании от истца - прокуратура Смоленской области - Б.К.М. - начальник отдела (дов. б/н), от ответчика - комитет по управлению госимуществом С.П.В. - начальника юр. отдела (дов. пост. N 06/51 от 12.11.95 г.); АООТ "Г" - К.Н.Н. - генеральный директор, Ф.В.В. - юрист (пост. дов. N 138); ТОО "Э" С.З.И.,ТО "Ш" Ш.Л.М., ТОО "Э" Ц.А.К.,ТОО "Ф" А.Т,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества открытого типа "Г" по делу N 554/1-Л, на решение от 18 июля 1995 г., на постановление от 26 сентября 1995 г. арбитражного суда Смоленской области установил:
Прокурором Смоленской области предъявлен иск о признании недействительной сделки приватизации ТПО БОН в виде учреждения АООТ "Г" и о признании недействительным распоряжения комитета по управлению госимуществом Смоленской области от 01.06.92 г. N 213-р.
Решением Смоленского областного арбитражного суда от 14.09.94 г. по делу N 175/2-П признана недействительной сделка приватизации АО "Г", а постановлением кассационной коллегии от 10.11.94 г. решение суда от 14.09.94 г. отменено и производство по делу прекращено.
Постановлением коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов от 24-27.04.95 г. решение от 14.09.94 г. и постановление от 10.11.94 г. по делу N 175/2-П отменены, дело передано на новое рассмотрение для исследования вопросов, указанных в настоящем постановлении и принятия решения с учетом выясненных обстоятельств.
Решением Смоленского областного арбитражного суда от 18 июля 1995 года сделка приватизации ТПО БОН Смолоблисполкома в виде учреждения АООТ "Г" признана недействительной, а также признано недействительным распоряжение комитета по управлению госимуществом Смоленской области от 01.06.92 г. N 213-р в полном объеме. Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 26 сентября 1995 года решение арбитражного суда от 18.07.95 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель (АО "Г") просит отменить решение и постановление Смоленского областного арбитражного суда и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным применением, по его мнению, норм материального права, а именно ст. 30 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и ст. ст. 168 и 169 ГК РФ.
Кассационная инстанция считает, что решение от 18 июля 1995 года и постановление апелляционной инстанции от 26 сентября 1995 года Смоленского областного арбитражного суда необходимо оставить в силе по следующим основаниям.
Дом быта в г. Смоленске был введен в эксплуатацию в январе 1977 года и согласно решению Смоленском облисполкома от 11.01.77 г. N 17 принят на баланс Смоленской фабрикой ремонта и пошива одежды.
Передача здания ДБ 13.03.91 г. с баланса объединения "ОШБ" на баланс территориального производственного объединения бытового обслуживания населения (ТПО БОН) на основании приказа этого же объединения N 33 от 13.03.91 г. была произведена с нарушением установленного Постановлением СМ РСФСР от 22.04.80 г. порядка, поскольку решение Министерства бытового обслуживания по данному вопросу не выносилось, что подтверждено письмом АО "РСС" от 26.06.95 г.
Согласно учредительным документам, ТПО БОН Смолоблисполкома явилось органом хозяйственного управления и поэтому в соответствии со ст.1 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" к объектам приватизации отнесен быть не может.
При создании АО "Г" нарушены требования Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" о соблюдении порядка и выборе способов приватизации.
В п. 1 распоряжения N 213-р от 1.06.92 г. "Об учреждении акционерного общества открытого типа "Г" решено учредить АО "Г" путем преобразования государственного предприятия ИКЦ "Г", созданного на базе ликвидированного ТПО БОН. Однако ИКЦ "Г" зарегистрировано лишь спустя 3 дня после выхода указанного распоряжения (3.06.92 г.), а ТПО БОН не было ликвидировано.
Решением Смоленского арбитражного суда по делу N 284/2П/ постановление главы администрации Смоленской области от 15.04.92 г. N 86 "О создании государственного предприятия инженерно-коммерческого центра "Г" и пункт 1.30 постановления мэра г. Смоленска от .06.92 г. N 347 "О регистрации предприятий" в части регистрации ИКЦ "Г" признаны недействительными.
При проведении работы по подготовке приватизации ТПО БОН, приняв явку на приватизацию от трудового коллектива объединения и зарегистрировав ее за N 6 от 14.04.92 г., комитет по управлению госимуществом области издал распоряжение N 18 от 8.05.95 г. "О создании комиссии по приватизации ГП ИКЦ "Г", хотя оно еще не существовало. ТПО БОН в этом распоряжении также не упоминается.
По этим же причинам несостоятельно также решение комитета по управлению имуществом области N 7 от 12.05.92 г. о приватизации ТПО, преобразованного в государственное предприятие ИКЦ "Г".
Таким образом, в нарушение действующего законодательства комитет по управлению имуществом Смоленской области преобразовал в акционерное общество несуществующее государственное предприятие ИКЦ "Г" на базе ликвидируемого ТПО бытового обслуживания, которое фактически не ликвидировано.
Кроме этого, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. (приложение N 3) все предприятия бытового обслуживания населения отнесены к объектам муниципальной собственности. Согласно Временному положению "О порядке, подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия в РФ" заявка на приватизацию предприятия подается заявителем в районный (за исключением городского подчинения) городской комитет по управлению имуществом по месту нахождения предприятия. Поэтому администрация области и областной комитет по управлению имуществом области не имели права оставлять ДБ в собственности области и заниматься его приватизацией.
Кроме этого, в ДБ с периода ввода его в эксплуатацию помимо объединения "ОШБ" располагались также областное объединение по ремонту и пошиву обуви, объединение по ремонту и изготовлению трикотажных изделий, объединение парикмахерских и фотоуслуг, которые являлись самостоятельными юридическими лицами и входили в состав территориального производственного объединения бытового обслуживания.
2.10.91 г. объединение "СШБ" зарегистрировано как арендное предприятие, тогда же между арендным предприятием и ТПО БОН заключен договор аренды имущества с правом выкупа. 22.02.93 г. имущество предприятия было выкуплено. 9.04.93 г. коллектив предприятия создал смешанное товарищество "Ш".
Объединение "СОБ" зарегистрировано вредным предприятием 11.06.91 г. 20.05.92 г. им с ТПО БОН заключен договор аренды имущества с правом выкупа, 4.06.92 г. имущество было выкуплено. 14.10.92 г. коллектив объединения создал ТОО "Э".
Объединение "СОТБ" 11.06.91 г. зарегистрировано как арендное предприятие, 6.06.91 г. заключен договор аренды с правом выкупа, 5.06.92 г. имущество предприятием было выкуплено. 14.02.92 г. коллектив объединения создал ТОО "Ф".
Арендное предприятие ПФУ было создано 10.04.91 г. Между ним и ТПО БОН был заключен договор аренды с правом выкупа и 14.04.94 г. имущество было выкуплено. Коллектив объединения 28.04.93 г. создал ТСОО "Э".
Пользование площадями в ДБ продолжалось на основании договоров аренды, заключенных с АО "Г", при этом производственные площади указанных предприятий, которые продолжали заниматься оказанием бытовых услуг населению, существенно сократились: у ТОО "Э" (бывшее ПО "СОБ") с 3739,9 кв.м до 1488,0 кв.м; у Ш.С.Т. "Ш" (бывшее ПО "СШБ") соответственно с 6200,0 кв. м до 1535,2 кв. м; ТОО " Ф" (ПО "СОТБ") с 1192,6 до 406,5 кв. м; ТОО "Э" (бывшее ПО "ОФП") с 660,4 кв. м до 304,0 кв. м.
Учреждение АО "Г" на базе ТПО БОН нарушило право вышеперечисленных товариществ в части приобретения в собственность предприятий бытового обслуживания населения, которые в соответствии с Основными положениями Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г., утвержденных Указом Президента РФ от 29 декабря 1991 г., N 341, являлись объектами обязательной приватизации.
Преимущественное право на заключение долгосрочного договора аренды (сроком не менее 15 лет) занимаемых государственных (муниципальных) немилых помещений, зданий, а также на приобретение их в собственность предоставлено такие товариществам, созданным трудовыми коллективами на основе аренды имущества предприятий, п. 5.11 Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г. утвержденной постановлением Верховного Совета РФ 11 июня 1992 года. Это право подтверждено п. 11 Указа Президента РФ от 14.10.92 г." О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду." и п. 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., в соответствии с которым право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, находящихся в аренде или фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе их уставной деятельности, предоставляется: юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированного государственного (муниципального) имущества, ранее сданного в аренду, в результате выкупа последнего.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175 и ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Центрального округа постановила:
Постановление апелляционной инстанции Смоленского областного арбитражного суда от 26 сентября 1995 года по делу N 554/1-Л по иску прокурора Смоленской области в интересах ТОО "Э", ТОО "Э", Ш.С.Т. " Ш", ТОО "Ф" к комитету по управлению имуществом Смоленской области, Фонду имущества Смоленской области, АО "Г", мэрии г. Смоленска оставить без изменения, а жалобу АО "Г" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 1995 г. N 306
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании