18 марта 2021 г. |
ДелоN А41-23268/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 18.03.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной
судей: Д.И. Дзюба, А.И. Стрельникова
при участии в заседании:
от истца - Рыжаков АА, дов. от 22.12.2020,
от ответчика - Доренкова ЮЮ, дов. от 22.12.2020, Черевашенко АА, дов. от
22.12.2020,
от третьего лица -
рассмотрев 11 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации Рузского городского округа Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 25 июля 2020 года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 21 октября 2020 года
в деле по иску Общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж-Руза"
к Администрации Рузского городского округа Московской области
о взыскании
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской
области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной "Сантехмонтаж-Руза" (далее - истец, ООО "Сантехмонтаж-Руза") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Рузского городского округа Московской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 1 533 733, 66 руб. долга по заявкам и соглашению о предоставлении субсидии.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвует Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.07.2020 иск удовлетворен в полном обьеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 решение суда первой инстанции изменено, с ответчика в пользу истца взыскано 1 487 142, 72 руб. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Ответчик указывает, что Порядком предоставления субсидии из бюджета Рузского городского округа Московской области не допускается предоставление субсидии организациям с неудовлетворительным финансовым положением, что истец признан несостоятельным (банкротом), что оснований для предоставления субсидий не имелось.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам,
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы ответчика, ссылаясь на то, что работы по программе были выполнены, субсидия не предоставлена, судебные акты являются законными.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Сантехмонтаж-Руза" в спорный период являлась управляющей компанией в отношении многоквартирных домов по адресам:
1. Московская область, Рузский городской округ, д. Филатово д. 1 на основании договора по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома от 01.06.2014 N 57;
2. Московская область, Рузский городской округ, д. Филатово д. 2 на основании договора по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома от 01.06.2014 N 58;
3. Московская область, Рузский городской округ, п. Беляная Гора д. 11 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2018 N 49;
4. Московская область, Рузский городской округ, п.Беляная Гора д. 9 на основании договора управления многоквартирным домом от 27.04.2009 г.;
5. Московская область, Рузский городской округ, д. Сытьково, д. 30 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.04.2017 N 193;
6. Московская область, Рузский городской округ, д. Сытьково, д. 31 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.04.2017 N 194;
7. Московская область, Рузский городской округ, п. Брикет, ул. Центральная, д. 19 на основании договора по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома от 21.09.2016 N 165;
8. Московская область, г. Руза, ул. Советская, д. 3 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2011 N 77;
9. Московская область, г. Руза, ул. Революционная, д. 28 на основании договора управления многоквартирным домом от 03.03.2008 N 17.
Судами установлено, что постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 864/38 "Об утверждении государственной программы Московской области "Формирование современной комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы" (в редакции от 11.12.2018) принята государственная программа Московской области "Формирование современной комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы, по которой предусмотрено проведение ремонта подъездов жилых домов.
Финансирование работ по ремонту подъездов осуществляется в следующих пропорциях: не менее 52,5% - внебюджетные источники (средства, поступающие к управляющим МКД в рамках статьи "содержание жилого помещения"); не более 47,5% - субсидия из бюджетов Московской области и муниципального образования Московской области в пропорциях, установленных распоряжением Министерства экономики и финансов Московской области на соответствующий финансовый год.
Постановлением Администрации Рузского городского округа Московской области от 02.11.2018 N 4046 "О внесении изменений в муниципальную программу Рузского городского округа "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы, утвержденную постановлением Администрации Рузского городского округа от 13.12.2017 N 3096 "Об утверждении муниципальной программы Рузского городского округа "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы" утверждена муниципальная программа Рузского городского округа "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы.
Согласно подразделу 5.1 раздела 5 главы 3 муниципальной программы финансирование работ по ремонту подъездов многоквартирных домов осуществляется в следующих пропорциях:
52.5% - внебюджетные источники (средства управляющих компаний, получаемые в рамках статьи "содержание жилого помещения", и средства собственников и нанимателей помещений в МКД, собираемые в рамках софинансирования ремонта подъездов);
47,5% - субсидия из бюджета Московской области, бюджета Рузского городского округа Московской области в пропорциях, установленных муниципальной программой.
Судами установлено, что список подъездов в многоквартирных домах для проведения ремонта утвержден "Адресным перечнем подъездов многоквартирных домов, требующих текущего ремонта на территории Рузского городского округа Московской области по состоянию на 01.01.2018", в который включены управляемые истцом многоквартирные дома.
Суды установили, что в 2018-2019 годах истец в качестве управляющей компании провел ремонт подъездов, включенных в адресный перечень, общий размер затрат на ремонт составил 3 697 798,97 руб.
Судами установлено, что истцом поданы ответчику заявки на предоставление субсидии на возмещение затрат на ремонт подъездов в многоквартирных домах от 11.12.2018 и от 22.05.2019, что заявки от 11.12.2018 на сумму 1 257 259, 17 руб. и на сумму 229 883,55 руб. приняты Администрацией Рузского городского округа Московской области и зарегистрированы 20.12.2018 за N 25, N 27, однако соглашение в целях выплат субсидии на возмещение затрат на ремонт подъездов в многоквартирных домах заключено не было, доказательств направления мотивированного отказа об отклонении заявок, поступивших в декабре 2018 года не предоставлено.
Судами установлено, что на основании заявки от 22.05.2019 сторонами заключено соглашение N 2 от 22.05.2019 о предоставлении в 2019 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов многоквартирных домов, в соответствии с муниципальной программой "Формирование современной комфортной среды" на 2018 - 2022 годы.
Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой из бюджета Рузского городского округа Московской области, составляет в 2019 году 46 590, 94 руб., 17.3% от общего объема расходов, размер субсидии, предоставляемой из бюджета Московской области, составляет в 2019 году 222 720, 85 руб., 82,7% от общего объема расходов.
Согласно пункту 1.3 соглашения результатом предоставления субсидии является возмещение части затрат получателя субсидий на ремонт подъездов многоквартирных домов, находящихся в управлении получателя субсидий, по адресам согласно приложению N 1 к соглашению.
В перечне предусмотрен дом N 28 по ул. Революционная, указаны номера подъездов, в которых выполнен ремонт.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения перечисление субсидии осуществляется на расчётный счет получателя не позднее 10-го рабочего дня после принятия главным распорядителем средств бюджета Рузского городского округа решения о предоставлении субсидии по результатам рассмотрения им документов.
Судами установлено, что по платежному поручению 05.07.2019 N 2337 ответчиком истцу по соглашению N2 от 22.05.2019 перечислено 222 720, 85 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.12.2019 по делу N А41-83799/2019 ООО "Сантехмонтаж-Pyзa" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Судами установлено, что в ходе исполнения своих обязанностей конкурсному управляющему ООО "Сантехмонтаж-Руза" стало известно о направленных в адрес Администрации Рузского городского округа Московской области заявках и о заключенном между Администрацией Рузского городского округа Московской области и ООО "Сантехмонтаж-Руза" соглашении N 2 от 22.05.2019. В связи с отсутствием поступления средств по заявкам 2018 года, конкурсный управляющий от имени общества предъявил настоящий иск.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь статьями 6, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления субсидии из бюджета Рузского городского округа Московской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление многоквартирными домами на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах на территории Рузского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Рузского городского округа Московской области от 23.07.2018 N 2725 (далее - Порядок предоставления субсидии), исходил из того, что истец осуществил ремонт подъездов управляемых им многоквартирных домов, что факт несения затрат подтверждается справками-счетами N 25 на сумму 1 257 259, 17 руб., N27 на сумму 229 883,55 руб., N 28 на сумму 269 311, 79 руб., что у ответчика имелась обязанность заключить соглашение и предоставить субсидию по заявкам истца в 2018 году, что Администрация обязанность, установленную указанными Программами и Порядком предоставления субсидий выполнила не в полном объеме: не заключила соглашение на выплату субсидий по заявкам 2018 года, не осуществила выплаты субсидий, что ответчик в полном объеме свои обязательства по предоставлению субсидий не исполнил, задолженность составила 1 533 733, 66 руб.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что ответчиком по платежному поручению N 2016 от 19.06.2019 по соглашению N 2 от 22.05.2019 предоставлена также субсидия на сумму 46 590, 94 руб., в связи с чем по соглашению N 2 задолженность отсутствует, размер задолженности по заявкам от 11.12.2018 составляет 1 487 142, 72 руб. Суд апелляционной инстанции также поддержал вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика обязанности на основании Программы и Порядка предоставления субсидий заключить соглашение и выплатить субсидию истцу.
Довод кассационной жалобы о недопустимости предоставления субсидии организации с неудовлетворительным финансовым положением со ссылкой на Порядок предоставления субсидии и о признании истца несостоятельным (банкротом) подлежит отклонению, как не опровергающий факт выполнения истцом работ по ремонту подъездов многоквартирных домов и выполнение условий Программы.
Суды установили, что ответчик не направил возражения с отказом от заключения соглашения на предоставление субсидий по заявкам от 11.12.2018, факт выполнения работ и несения затрат подтвержден первичными документами, в том числе, комиссионными актами приемки выполненных работ по ремонту подъездов с участием членов советов многоквартирного дома или уполномоченных представителей собственников помещений многоквартирного дома).
Требования к условиям предоставления субсидии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", истцом соблюдены.
В силу положений статьей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена по заявленным в ней доводам.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2020 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2020 года по делу N А41-23268/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь статьями 6, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления субсидии из бюджета Рузского городского округа Московской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление многоквартирными домами на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах на территории Рузского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Рузского городского округа Московской области от 23.07.2018 N 2725 (далее - Порядок предоставления субсидии), исходил из того, что истец осуществил ремонт подъездов управляемых им многоквартирных домов, что факт несения затрат подтверждается справками-счетами N 25 на сумму 1 257 259, 17 руб., N27 на сумму 229 883,55 руб., N 28 на сумму 269 311, 79 руб., что у ответчика имелась обязанность заключить соглашение и предоставить субсидию по заявкам истца в 2018 году, что Администрация обязанность, установленную указанными Программами и Порядком предоставления субсидий выполнила не в полном объеме: не заключила соглашение на выплату субсидий по заявкам 2018 года, не осуществила выплаты субсидий, что ответчик в полном объеме свои обязательства по предоставлению субсидий не исполнил, задолженность составила 1 533 733, 66 руб.
...
Требования к условиям предоставления субсидии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", истцом соблюдены."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2021 г. N Ф05-24403/20 по делу N А41-23268/2020