город Москва |
|
18 марта 2021 г. |
Дело N А40-49814/20-149-391 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: Шавловского И.К. (дов. N 33-Д-1684/20 от 29.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Мацота Н.Э. (дов. N Д-12/2021 от 11.01.2021 г.);
от третьего лица ООО "Лада Инжиниринг": Мориц И.Д. - ген.директора (протокол N 07/13 от 25.11.2019 г., приказ N 01/11/19 от 25.11.2019 г.), Шапошниковой О.А. (дов. N 14 от 10.03.2021 г.);
рассмотрев 11 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г.,
по делу N А40-49814/20-149-391
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Лада Инжиниринг",
УСТАНОВИЛ: 24 сентября 2019 г. между Департаментом городского имущества города Москвы (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Лада Инжиниринг" (далее - ООО "Лада Инжиниринг", общество, третье лицо (покупатель) был заключен договор купли-продажи N М-10-С02348 (далее - договор) на земельный участок с кадастровым номером 77:10:0002002:58, площадью 110 кв.м, расположенный по адресу: Москва, г. Зеленоград, корп. 430А, стр. 1 (далее - земельный участок).
16 октября 2019 г. Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением N 77/003/257/2019-8158 о государственной регистрации перехода права собственности в отношении вышеуказанного земельного участка.
Уведомлением от 25 октября 2019 г. N 77/003/257/2019-8158 заявителю было сообщено о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на основании заключенного с ООО "Лада Инжиниринг" договора купли-продажи земельного участка от 24 сентября 2019 г. N М-10-С02348 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:10:0002002:58, площадью 110 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 430А, стр. 1, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, свидетельствующих о возникновении права собственности продавца - Департамента городского имущества города Москвы на объект недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 77:10:0002002:58, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствует запись государственной регистрации права собственности Департамента.
Письмом от 15 ноября 2019 г. N ДГИ-1-92017/19-1 Департаментом городского имущества города Москвы в адрес регистрационного органа была направлена дополнительная информации относительно земельного участка.
Указав на то, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 27 января 2020 г. N 77/003/257/2019-8158 отказало Департаменту городского имущества города Москвы в проведении государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - земельного участка на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Считая свои права нарушенными, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным уведомления от 27 января 2020 г. N 77/003/257/2019-8158 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:10:0002002:58 и обязании Управление Росреестра по Москве зарегистрировать переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:10:0002002:58.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Лада Инжиниринг".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие правоустанавливающих документов, свидетельствующих о возникновении права собственности продавца - Департамента городского имущества города Москвы на земельный участок и отсутствием в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности Департамента.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Департамента городского имущества города Москвы и ООО "Лада Инжиниринг" против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закон о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Частью 2 статьи 4 Закона о землепользовании предусмотрено, что органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исключительный характер данного права означает, что никто, кроме собственника здания или сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого этими объектами недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку Департаментом городского имущества города Москвы были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:10:0002002:58, расположенного по адресу: Москва, г. Зеленоград, корп. 430А, стр. 1.
Судами установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 77:10:0002002:58 расположен объект недвижимости - трансформаторная подстанция N 11079 с кадастровым номером 77:10:0002002:9492 общей площадью 60,4 кв.м, на который зарегистрировано право собственности ООО "Лада Инжиниринг" (запись о государственной регистрации от 30 июля 2018 г. N 77:10:0002002:9492-77/009/2018-1). Разрешенное использование земельного участка установлено как участки размещения жилищно-коммунальных объектов: объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторных подстанций (ТП) (1.2.10).
В связи с тем, что на земельный участок государственная собственность не разграничена, у Департамента отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности города Москвы.
При этом Департамент как орган исполнительной власти города Москвы имеет право распоряжается земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном федеральными законами, и в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы".
Судами также указано на то, что оплата за земельный участок по договору купли-продажи земельного участка от 24 сентября 2019 г. N М-10-С02348 произведена обществом в полном объеме.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав суды обязали Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:10:0002002:58 в установленном законом порядке и сроки.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный судом способ приведет к восстановлению нарушенных прав.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г. по делу N А40-49814/20-149-391 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исключительный характер данного права означает, что никто, кроме собственника здания или сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого этими объектами недвижимости.
...
В связи с тем, что на земельный участок государственная собственность не разграничена, у Департамента отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности города Москвы.
При этом Департамент как орган исполнительной власти города Москвы имеет право распоряжается земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном федеральными законами, и в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2021 г. N Ф05-24535/20 по делу N А40-49814/2020