город Москва |
|
22 марта 2021 г. |
Дело N А40-301591/19-72-2136 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТСЖ "Лодочная 9": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Моисеева А.И. (дов. N 33-Д-1557/20 от 23.12.2020 г.);
от третьего лица Московского фонда реновации жилой застройки: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Москвы: Моисеева А.И. (дов. N 4-47-1838/20 от 22.12.2020 г.);
рассмотрев 16 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ "Лодочная 9"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2020 г.
по делу N А40-301591/19-72-2136
по заявлению товарищества собственников жилья "Лодочная 9"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным распоряжения от 14 августа 2018 г. N 26595,
третье лицо: Московский фонд реновации жилой застройки,
УСТАНОВИЛ: 14 августа 2018 г. г. Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) издано распоряжение N 26595 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6289 с сохранением в измененных границах" (далее - распоряжение).
Указанным распоряжением утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6289 на два с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6289 в измененных границах (пункт 1 распоряжения); утвержден адрес земельного участка (п. 1): ЗУ1 - г. Москва, ул. Лодочная, вл. 11 (пункт 2 распоряжения); установлено разрешенное использование земельного участка (п. 1): ЗУ1 - размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, раздельные на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок; размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома (2.6.0) (пункт 3 распоряжения); установлена проектная площадь земельного участка (п. 1): ЗУ1 - 3020 кв.м. (подлежит уточнению при проведении кадастровых работ) (пункт 4 распоряжения) и установлена категория земель - земли населенных пунктов (пункт 5 распоряжения).
Считая свои права нарушенными, поскольку вновь образованный земельный участок заходит за границы участка придомовой территории дома 9 по ул. Лодочная г. Москвы, товарищество собственников жилья "Лодочная 9" (далее - ТСЖ "Лодочная 9", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании указанного распоряжения незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Московский фонд реновации жилой застройки (далее - третье лицо) и Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Лодочная 9" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Указано также на неправильное исчисление судами срока на обжалование распоряжения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель ТСЖ "Лодочная 9" в заседание кассационной инстанции не явился.
Представителем Московского фонда реновации жилой застройки было заявлено ходатайство о проведении судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Судом кассационной инстанции заявленное ходатайство было удовлетворено, однако представитель к системе онлайн-заседания не подключился.
Выслушав мнение представителя Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы, совещаясь на месте, суд кассационной инстанции определил: рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ТСЖ "Лодочная 9" и Московского фонда реновации жилой застройки, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Причины пропуска срока подлежат выяснению в судебном заседании и отсутствие уважительных причин для его восстановления может являться основанием к отказу в удовлетворении заявления.
При этом уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Статьей 10.9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" особенности осуществления градостроительной деятельности в целях реновации жилищного фонда в соответствии с федеральным законом устанавливаются таким федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Указанные особенности установлены Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" с учетом внесенных в него изменений на основании статьи 1 Федерального закона от 01 июля 2017 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве".
Согласно абзацу 3 статьи 7.2 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" для реализации решений о реновации подготовка документации по планировке территории осуществляется без учета ранее утвержденной документации по планировке территории. С даты утверждения новой документации по планировке территории ранее утвержденная документация по планировке территории признается утратившей силу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку образование земельного участка для размещения объекта регионального значения допускается и вне зависимости от ранее утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом судами принято во внимание, что распоряжение издано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01 июля 2017 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 26 февраля 2016 г. N 58-ПП "О присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы", от 26 сентября 2017 г. N 708-ПП "Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2021 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве", от 05 октября 2017 г. N 746-ПП "Об особенностях оформления земельно-правовых отношений в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве и о внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 28 июня 2017 г. N 396-ПП".
Постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2017 г. N 708-ПП "Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2021 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" предусмотрено строительство "стартового" многоквартирного дома в границах территории по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 11.
Постановлением Правительства Москвы от 12 июля 2018 г. N 735-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Москвы, которыми для участка по ул. Лодочная, вл. 11 в карте градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства СЗАО города Москвы" установлен вид разрешенного использования: размещение жилых домов, предназначенных для разделения на 2.6.0 - квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенные на двадцать и более квартир), установлены максимальная плотность и предельная высота застройки на земельном участке по адресу: ул. Лодочная, вл. 11.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 августа 2018 г. N 28369 "Об утверждении проекта межевания территории квартала" утвержден проект межевания N 08.06.833.2014 территории кварталов района Южное Тушино, ограниченных Лодочной улицей, улицей Свободы, который прошел публичные слушания, которым в качестве территории для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, д. 9 определен земельный участок N 53 по плану межевания территории площадью 0,497 га.
Указанное распоряжение опубликовано на официальном сайте Департамента 12 сентября 2018 г.
Оспариваемое распоряжение издано Департаментом городского имущества города Москвы 14 августа 2018 г., в то время как ТСЖ "Лодочная 9" зарегистрировано в качестве юридического лица 15 января 2019 г., т.е. после издания распоряжения,
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения заявитель не существовал как юридическое лицо и субъект права в целом, в связи с чем права товарищества оспариваемым распоряжением нарушены быть не могли.
Кроме того, судами сделан вывод о пропуске срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в арбитражный суд.
Судами установлено, что ТСЖ "Лодочная 9" оспаривает распоряжение Департамента N 26595 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6289 с сохранением в измененных границах" от 14 августа 2018 г., в то время как в арбитражный суд через электронную систему подачи документов "Мой арбитр" заявитель обратился лишь 15 ноября 2019 г. (согласно штампу канцелярии Арбитражного суда города Москвы).
Доказательств уважительности причин пропуска этого срока заявителем не представлено.
Отклоняя довод товарищества о том, что об издании распоряжения ему стало известно лишь в ходе рассмотрения в Арбитражном суде города Москвы дела N А40-95240/19, а ознакомиться с текстом данного распоряжения он смог лишь на заседании 06 ноября 2019 г., суды исходили из того, что товарищество, обращаясь в апреле 2019 года с заявлением в рамках дела N А40-95240/19 об оспаривании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 августа 2018 г. N 28369 "Об утверждении проекта межевания территории квартала", не могло не знать о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0004015:6289 разделен.
Так, к заявлению по делу N А40-95240/19, поданному в Арбитражный суд города Москвы, товариществом приложен Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) N RU77222000-039746, составленный на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 14 августа 2018 г. N 26595 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004015:6289 с сохранением в измененных границах", о чем прямо указано в данном ГПЗУ.
Таким образом, товарищество знало о существовании оспариваемого распоряжения, имело возможность получить его и ознакомиться с его содержанием.
Принимая во внимание, что пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в арбитражный суд и отсутствие оснований для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ТСЖ "Лодочная 9" указывает на неправильное применение судами положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку момент, когда товарищество реально узнало об оспариваемом распоряжении, судами не установлен.
Между тем, установив, что спорное распоряжение издано 14 августа 2018 г., а с настоящими требованиями товарищество обратилось в Арбитражный суд города Москвы лишь 15 ноября 2019 г., суды пришли к обоснованному выводу о пропуске обществом срока на обращение в арбитражный суд.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2020 г. по делу N А40-301591/19-72-2136 оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "Лодочная 9" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку образование земельного участка для размещения объекта регионального значения допускается и вне зависимости от ранее утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом судами принято во внимание, что распоряжение издано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01 июля 2017 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 26 февраля 2016 г. N 58-ПП "О присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы", от 26 сентября 2017 г. N 708-ПП "Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2021 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве", от 05 октября 2017 г. N 746-ПП "Об особенностях оформления земельно-правовых отношений в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве и о внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 28 июня 2017 г. N 396-ПП"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2021 г. N Ф05-432/21 по делу N А40-301591/2019