город Москва |
|
22 марта 2021 г. |
Дело N А40-37505/20-21-273 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Рековери": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Московского областного УФАС России: Цховребовой Е.Э. (дов. N 03/219ИЗ/19 от 06.12.2019 г.);
от третьего лица ГКУ МО "ДЕЗ": Громовой О.П. (дов. N 05-04-15/2021 от 12.02.2021 г.);
рассмотрев 16 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ГКУ МО "ДЕЗ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 г.
по делу N А40-37505/20-21-273
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рековери"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконным решения от 18 декабря 2019 г. по делу N РНП-44855эп/19,
третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области",
УСТАНОВИЛ: в Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" (далее - ГКУ МО "ДЕЗ", учреждение, заказчик) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Рековери" (далее - ООО "Рековери", заявитель, общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств по государственному контракту от 20 сентября 2018 г. N 0348200081018000271 (далее - контракт), заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ГБУЗ МО "Щелковская районная больница N 1" (далее - аукцион), по причине неисполнения обществом условий контракта в полном объеме.
По результатам рассмотрения указанного обращения комиссией по контролю в сфере закупок (далее - комиссия) Московского областного УФАС России было установлено, что между ГКУ МО "ДЕЗ" (заказчик) и ООО "Рековери" (подрядчик) был заключен контракт, в соответствии с пунктом 2.1. которого подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту ГБУЗ МО "Щелковская районная больница N 1" (далее - работы), расположенного по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Фрунзе, д. 1 (далее - объект), в соответствии с Техническим заданием (приложение N 5 к контракту), сметной документацией (приложение N 6 к контракту) в сроки, установленные в графике выполнения работ (приложение N 7 к контракту), а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 4.1 контракта, сроки выполнения работ определяются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 7 к контракту).
При этом начало выполнения работ по контракту определяется с даты подписания Акта открытия объекта для проведения капитального ремонта, который подписывается сторонами в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта.
Срок выполнения работ - 90 дней с момента заключения контракта.
Пунктом 4.2 контракта установлено, что датой фактического исполнения подрядчиком обязательств по контракту считается дата, указанная в акте о полном исполнении контракта.
В соответствии с пунктом 9.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в случае, если: подрядчик выполняет работы ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми (пункт 9.2.1); в ходе исполнения подрядчиком условий контракта стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный контрактом срок, в том числе, в случае, если подрядчик не приступил к выполнению работ в срок, установленный пунктом 4.1 контракта (пункт 9.2.2).
В связи с неоднократным нарушением подрядчиком сроков выполнения работ по контракту, 25 октября 2019 г. ГКУ МО "ДЕЗ" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту по причине неисполнения обществом в полном объеме принятых обязательств по контракту.
Решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту было направлено ООО "Рековери" 25 октября 2019 г. по средствам почтовой и электронной связи по адресам, указанным в контракте, и 28 октября 2020 г. размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (далее - ЕИС).
18 декабря 2019 г. по результатам рассмотрения обращения заказчика комиссией Московского областного УФАС России принято решение по делу N РНП-44855эп/19 о включении сведений в отношении ООО "Рековери" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Считая свои права нарушенными, ООО "Рековери" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому областному УФАС России о признании указанного решения незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ МО "ДЕЗ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Московского областного УФАС России от 18 декабря 2019 г. N РНП-44855эп/19. Суд обязал Московское областное УФАС России устранить допущенные незаконным решением от 18 декабря 2019 г. N РНП-44855эп/19 нарушения прав и законных интересов ООО "Рековери" в установленном законом порядке. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе ГКУ МО "ДЕЗ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушения обществом исполнения обязательств по контракту, выразившиеся в несоблюдении сроков выполнения работ, а также непередаче надлежащим образом исполнительной документации по контракту.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ГКУ МО "ДЕЗ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Московского областного УФАС России с жалобой согласился.
Представитель ООО "Рековери" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 вышеназванного закона, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
На основании части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 (далее - Правила N 1062), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку антимонопольным органом не были проверены сведения о наличии фактов, подтверждающих невыполнение подрядчиком в полном объеме работ по контракту и сроков их выполнения.
При этом судами установлено отсутствие нарушений сроков исполнения контракта и неполное его исполнение, поскольку все строительно-монтажные работы согласно сметной документации были выполнены обществом согласно утвержденному графику производства работ, за исключением работ, производство которых невозможно было произвести по независящим от подрядчика причинам, а именно в связи с неосвобождением помещений под проведение ремонта.
Так, согласно Актам осмотра помещений с указанием на невозможность проведения работ, осуществлена приостановка работ, в график производства работ внесены изменения.
Указанные акты и измененные графики производства работ были согласованы и утверждены заказчиком. При этом акты приостановки работ составлялись до истечения срока выполнения работ, установленного условиями контракта, в графиках приостановки работ указано, в каких конкретно помещениях согласно техническому плану работы не производятся.
Кроме того, в соответствии с письмом ГКУ МО "ДЕЗ", адресованному лечебному учреждению от 23 октября 2018 г. исх. N 1663/2018, невозможность выполнения подрядчиком работ на объекте связана с не освобождением помещений для проведения работ.
После освобождения заказчиком помещений работы были возобновлены подрядчиком (акт от 16 апреля 2019 г. N 11).
После возобновления работ работы надлежало выполнить в срок до 24 апреля 2019 г.
Выполнение работ в полном объеме завершено обществом 19 апреля 2019 г., и с указанного момента все помещения эксплуатируются и работают в штатном режиме.
22 апреля 2019 г. подрядчиком в адрес заказчика - ГКУ МО "ДЕЗ" с сопроводительным письмом (исх. N 31 от 22 апреля 2019 г.) был передан комплект исполнительной документации по контракту, в составе которой был предоставлен Акт приемки завершенного капитального ремонта объекта, подписанный всеми членами приемочной комиссии (представителями ГКУ МО "ДЕЗ", ЛПУ, ООО "Рековери") и Акт о полном исполнении контракта, подписанный представителем подрядчика и лечебного учреждения.
По результатам проведенного осмотра после окончания капитального ремонта установлено, что объемы и качество выполненных работ по капитальному ремонту соответствуют условиям контракта.
В соответствии с Актами выполненных работ (КС-2 N 1, КС-2 N 2, КС-2 N 3) заказчиком приняты и оплачены выполненные работы на сумму 26 153 101, 57 руб. (оплата произведена 24 декабря 2018 г.).
При этом Акт выполненных работ (КС-2 N 4 от 19 апреля 2019 г. на сумму 998 893, 80 руб.) подписан уполномоченным представителем заказчика, следовательно, весь объем работ по контракту заказчиком был принят и ООО "Рековери" были переданы все приемочные документы в соответствии с условиями контракта.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа оснований для включения сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку обществом в сроки и в полном объеме, надлежащего качества выполнены все предусмотренные контрактом обязательства, что подтверждается актом приемки завершенного капитального ремонта объекта, подписанного всеми членами приемочной комиссии (представителями ГКУ МО "ДЕЗ", ЛПУ и ООО "Рековери"), а приостановление работ по контракту со стороны подрядчика было обоснованным, поскольку срок выполнения работ нарушен не по вине последнего, в связи с чем у заказчика отсутствовали основания для расторжения контракта после фактической приемки выполненных работ, с учетом того, что дата фактического завершения работ была осуществлена обществом - 19 апреля 2019 г.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 г. по делу N А40-37505/20-21-273 оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ МО "ДЕЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2021 г. N Ф05-25141/20 по делу N А40-37505/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25141/20
12.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36855/20
18.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-37505/20
04.03.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-37505/20