г. Москва |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А41-36519/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.03.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Федерального агентства лесного хозяйства - извещено, представитель не явился,
от публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Администрации Дмитровского городского округа Московской области - извещена, представитель не явился,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - извещен, представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 18.03.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 07.09.2020
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 03.12.2020
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-36519/2020
по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства
к публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Дмитровского городского округа Московской области
о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - общество, ПАО "МОЭК"), Администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - администрация) о внесении изменений в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 50:04:0140304:51 в части изменения категории земель с "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на "земли лесного фонда".
В качестве третьих лиц в деле участвуют Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.09.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе агентство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, неполное их исследование при разрешении спора, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Кроме того, от агентства поступило ходатайство, в котором агентство просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что агентство, основываясь на заключении ФГБУ "Рослесинфорг" N 123 по вопросу сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140304:51 с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, усмотрело пересечение границы данного земельного участка с землями лесного фонда Московской области, Дмитровского лесничества, Гарского участкового лесничества, квартала 12 выдела 6, площадь пересечения - 18 кв. м.
В соответствии с выпиской из ЕГРН по состоянию на 08.04.2020 земельный участок с кадастровым номером 50:04:0140304:51 площадью 18 +/- 3 кв. м., относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; данные о правообладателе отсутствуют; вид обременения объекта недвижимости: аренда; срок обременения: с 22.10.2014 по 01.03.2063; лицо, в пользу которого установлено обременение - общество.
Исходя из того, что выдел 6 квартала 12 Гарского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области из состава земель лесного фонда не выбывал, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведен не был, агентство пришло к выводу о том, что формирование и постановка на кадастровый учет в границах данного лесничества земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140304:51 произведены с нарушением действующего законодательства.
В связи с этим агентство обратилось в арбитражный суд с требованием к управлению, обществу, администрации внести изменения в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 50:04:0140304:51 в части изменения категории земель с "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель "земли лесного фонда".
Признавая заявление агентства не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории и могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Однако, как решили суды, агентство выбрало ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов, поскольку обратилось в суд с указанным заявлением в порядке искового производства, минуя установленный законом административный порядок внесения изменений в сведения ЕГРН. Наряду с этим суды признали, что агентством в материалы дела не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов агентства со стороны указанных ответчиков, отметив, что управление правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140304:51 не является, полномочиями по изменению сведений ЕГРН в части категории земельного участка по собственной инициативе, вне рамок заявительного, уведомительного порядка или межведомственного взаимодействия не наделено. Поэтому суды указали, что регистрирующий орган не мог выступать надлежащим ответчиком по данному делу.
Общество и администрация, как заключили суды, также являются ненадлежащими ответчиками, поскольку не наделены действующим законодательством полномочиями по внесению изменений в сведения ЕГРН, в том числе в части изменения сведений ЕГРН о категории земельного участка.
Кроме того, суды при разрешении спора исходили из наличия оснований для применения положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", части 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ с учетом государственной регистрации 26.09.2014 упомянутого права ПАО "МОЭК" в отношении рассматриваемого земельного участка под размещение, обслуживание и эксплуатацию сооружения, отнесения этого участка, по сведениям ЕГРН, к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения".
Вопреки доводам кассационной жалобы агентства, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на правильном применении норм материального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 по делу N А41-36519/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество и администрация, как заключили суды, также являются ненадлежащими ответчиками, поскольку не наделены действующим законодательством полномочиями по внесению изменений в сведения ЕГРН, в том числе в части изменения сведений ЕГРН о категории земельного участка.
Кроме того, суды при разрешении спора исходили из наличия оснований для применения положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", части 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ с учетом государственной регистрации 26.09.2014 упомянутого права ПАО "МОЭК" в отношении рассматриваемого земельного участка под размещение, обслуживание и эксплуатацию сооружения, отнесения этого участка, по сведениям ЕГРН, к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2021 г. N Ф05-1040/21 по делу N А41-36519/2020