г. Москва |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А40-51601/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.03.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сети" - Таран А.В. (представителя по доверенности от 29.12.2020),
от Федеральной антимонопольной службы - Демидкиной Н.С. (представителя по доверенности от 01.03.2021),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве - Зориковой М.А. (представителя по доверенности от 15.02.2021),
рассмотрев 18.03.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сети"
на решение от 21.08.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16.11.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-51601/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сети"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании приказа в части, действий, обязании принять меры,
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее также - служба), в котором просила:
- признать недействительным пункт 10 приказа от 01.07.2019 N 876/19 "О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" о включении в реестр недобросовестных поставщиков на основании заключения по делу от 17.12.2018 N 2-19-15654/77-18;
- признать незаконными действия по несвоевременному включению в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе;
- обязать принять необходимые и достаточные меры для исключения общества из реестра недобросовестных поставщиков с 26.11.2020.
В качестве третьего лица в деле участвует Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - управление).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным судами по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель службы в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, пояснил, что срок размещения сведений об обществе в реестре истек, однако общество по-прежнему числится в реестре, привести обоснование этому затруднился, равно как и ответить на вопрос о том, правильно ли указана заявленная обществом дата (26.11.2020).
Представитель управления в судебном заседании также возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
В приобщении к материалам дела копий дополнительных документов, приложенных обществом к кассационной жалобе, отказано ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) полномочий по сбору доказательств и их оценке. Данные документы переданы представителю общества в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, службы, управления, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что пунктом 10 приказа службы от 01.07.2019 N 876/19 "О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" общество включено в реестр недобросовестных поставщиков на основании заключения по делу от 17.12.2018 N 2-19-15654/77-18, которым установлен факт уклонения общества от заключения договора на поставку медиаконвертеров.
Исходя из несвоевременности включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Принимая решение от 21.08.2020 об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, и, оставляя решение суд без изменения постановлением от 16.11.2020, суд апелляционной инстанции указали на законность пункт 10 названного приказа службы, исходя из того, что у службы имелись основания для внесения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Общество, как установили суды, уклонилось от заключения договора, не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него, что повлекло необходимость применения к обществу мер публично-правовой ответственности. Оснований для вывода об отсутствии у общества возможности соблюсти требования закупочной документации, заключить контракт, в том числе по причине противоправных действий иных лиц, суды не выявили.
Выводы судов в этой части основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и правильном применении положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Довод общества о нарушении контролирующими органами срока на внесение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков был отклонен судом первой инстанции как довод, не свидетельствующий об отсутствии у службы оснований для включения сведений об обществе в реестр.
Суд признал, что указание в приказе ФАС России от 01.07.2019 N 876/19 о том, что датой включения в реестр сведений считать дату размещения сведений в единой информационной системе, не соответствует действующему законодательству, однако счел, что это не является предметом заявленных требований.
Дополнительно суд отметил, что общество по истечении двухгодичного срока включения в реестр вправе рассчитывать на своевременное исключение сведений о нем из реестра недобросовестных поставщиков, то есть двухгодичный срок нахождения сведений об обществе в реестре недобросовестных поставщиков подлежит пропорциональному уменьшению.
Вместе с тем, исходя из того, что несвоевременное включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку срок для исключения информации из реестра на момент рассмотрения спора судом не наступил, суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом, излагая в обжалуемых судебных актах заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций указали только на оспаривание обществом пункта 10 упомянутого приказа ФАС России.
Между тем в заявлении, поданном в суд, общество также просило признать незаконными действия службы по несвоевременному включению в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе и обязать службу принять необходимые и достаточные меры для исключения общества из реестра недобросовестных поставщиков с 26.11.2020.
В суде округа общество пояснило, что не отказывалось от данных требований.
Суд кассационной инстанции установил, что соответствующих заявлений общества в материалах дела не имеется, в протоколах судебных заседаний, равно как и в обжалуемых судебных актах, отсутствуют указания об отказе общества от названных требований, о принятии судами такого отказа.
При этом в определении суда первой инстанции от 24.03.2020 о принятии заявления общества к производству содержится запись об оспаривании обществом действий ФАС России по несвоевременному включению в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе (дата включения в реестр 24.12.2019, реестровая запись и реестровый номер N Р1907418).
Между тем суды не привели обоснование, исходя из которого можно было считать эти требования общества не подлежащими удовлетворению.
Напротив, суд первой инстанции отклонил приведенный службой довод по вопросу начала исчисления двухгодичного срока включения в реестр.
Тем самым, суды, по сути, не рассмотрели данные требования, их основания, не установили соответствующие обстоятельства, соответствующие доводы лиц, участвующих в деле, не оценили, заявленную обществом дату (26.11.2020) не проверили.
Поскольку для разрешения спора в части требований общества о признании незаконными действий Федеральной антимонопольной службы по несвоевременному включению в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе и об обязании Федеральной антимонопольной службы принять необходимые и достаточные меры для исключения общества из реестра недобросовестных поставщиков с 26.11.2020, требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты в этой части подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции и оставлением принятых по делу судебных актов в остальной части без изменения.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его в указанной части, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А40-51601/2020 отменить в части требований общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сети" о признании незаконными действий Федеральной антимонопольной службы по несвоевременному включению в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сети" и об обязании Федеральной антимонопольной службы принять необходимые и достаточные меры для исключения общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сети" из реестра недобросовестных поставщиков с 26.11.2020.
Дело N А40-51601/2020 направить на новое рассмотрение в этой части в Арбитражный суд города Москвы.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая решение от 21.08.2020 об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, и, оставляя решение суд без изменения постановлением от 16.11.2020, суд апелляционной инстанции указали на законность пункт 10 названного приказа службы, исходя из того, что у службы имелись основания для внесения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Общество, как установили суды, уклонилось от заключения договора, не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него, что повлекло необходимость применения к обществу мер публично-правовой ответственности. Оснований для вывода об отсутствии у общества возможности соблюсти требования закупочной документации, заключить контракт, в том числе по причине противоправных действий иных лиц, суды не выявили.
Выводы судов в этой части основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и правильном применении положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
...
Суд признал, что указание в приказе ФАС России от 01.07.2019 N 876/19 о том, что датой включения в реестр сведений считать дату размещения сведений в единой информационной системе, не соответствует действующему законодательству, однако счел, что это не является предметом заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2021 г. N Ф05-2319/21 по делу N А40-51601/2020