город Москва |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А40-79466/20-120-606 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Аренда Сервис": Быкова А.А. (дов. от 02.07.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства природных ресурсов и экологии РФ: Подвигиной А.Ю. (дов. N 234-д от 28.12.2020 г.);
рассмотрев 18 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Аренда Сервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2020 г.,
по делу N А40-79466/20-120-606
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аренда Сервис"
к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации
о признании незаконным отказа в согласовании запрашиваемой социально-экономической деятельности от 30 января 2020 г. N 15-47/2227,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Аренда Сервис" (далее - ООО "Аренда Сервис", общество, заявитель) на основании заключенного с Администрацией городского округа Балашиха Московской области договора аренды земельного участка от 12 января 2010 г. N 1412, является арендатором земельного участка общей площадью 0,2700 га, с кадастровым номером 50:15:041101:52, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, 18-й км Щелковского шоссе, вблизи п. Восточный г. Москвы, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства и размещения авторемонтного центра с автомойкой и магазином (далее - земельный участок).
Планируя осуществить строительство магазина ООО "Аренда Сервис" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с целью получения разрешения на строительство объекта "здание магазина" на вышеуказанном земельном участке.
Уведомлением от 17 октября 2018 г. ООО "Аренда Сервис" было отказано в выдаче разрешения, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах охранной зоны особо охраняемых природных территорий федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров", в связи с чем необходимо согласование с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприрода) на размещение объекта капитального строительства.
29 октября 2018 г. ООО "Аренда Сервис" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с заявлением о согласовании строительства объекта капитального строительства - магазина на территории вышеуказанного земельного участка, с учетом его нахождения за пределами границ национального парка "Лосиный остров" и отсутствия вредного воздействия от него на окружающую среду.
В связи с отсутствием от Минприроды ответа на вышеуказанное обращение, общество 21 декабря 2018 г. повторно обратилось с соответствующим заявлением в Минприроду.
Указанное обращение было получено Минприродой 09 января 2019 г., однако оставлено последним без ответа.
13 апреля 2019 г. ООО "Аренда Сервис" в третий раз направило в Минприроду заявление о согласовании строительства объекта капитального строительства - магазина на территории земельного участка с кадастровым номером 50:15:041101:52, расположенного в границах охранной зоны национальною парка "Лосиный острой" по адресу: Московская область, Балашихинский район, 18-й км Щелковского шоссе, вблизи п. Восточный г. Москвы.
Письмом от 30 января 2020 г. N 15-47/2227 Минприродой принято решение об отказе в согласовании запрашиваемой социально-экономической деятельности на данном земельном участке, поскольку указанный земельный участок расположен в границах 150-метровой полосы охранной зоны Национального парка "Лосиный остров".
Считая свои права нарушенными, ООО "Аренда Сервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным отказа от 30 января 2020 г. N 15-47/2227 в согласовании запрашиваемой социально-экономической деятельности и об обязании согласовать вид социально-экономической деятельности для ООО "Аренда Сервис": строительство объекта капитального строительства - магазина на территории земельного участка с кадастровым номером 50:15:041101:52, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, 18-й км Щелковского шоссе, вблизи п. Восточный г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Аренда Сервис" просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что охранная зона Национального парка "Лосиный остров" не совпадает с установленной пунктом 37 Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", утвержденного Решениями исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 г. N 2130-1344 (далее - Положение о национальном парке).
В отзыве на кассационную жалобу Минприрода просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Аренда Сервис" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Минприроды против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33) национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям (подпункт б).
Частью 4 статьи 15 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Из пункта 35 Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров" (Приложение N 1 к Положению) следует, что в пределах охранной зоны ГПНП "Лосиный остров" запрещается: - строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка; размещение свалок; - проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка; - применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств; - размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей; - охота и рыбная ловля.
Согласно пункту 37 Положения вдоль границ национального парка в обязательном порядке выделяется свободная от застройки 150-метровая полоса, подлежащая озеленению (местными видами растений) и благоустройству, в том числе с устройством спортивных и детских площадок. Вдоль границы парка подлежат сносу малоценные строения, нарушающие эстетическую привлекательность ландшафта. Освободившиеся территории подлежат озеленению и благоустройству по специально разработанным проектам, в обязательном порядке предусматривающим закрепление границ национального парка на местности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности отказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в согласовании запрашиваемой социально-экономической деятельности по строительству объектов капитального строительства (магазина) на земельном участке с кадастровым номером 50:15:041101:52, в связи с несоответствием планируемой деятельности общества установленному режиму охранной зоны национального парка, поскольку земельный участок согласно представленной ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" информации (письмо от 23 декабря 2019 г. N 1/03-3238) расположен в границах 150-метровой полосы охранной зоны Национального парка "Лосиный остров".
Судами также принято во внимание, что указанные сведения также содержатся в Публичной кадастровой карте, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 50:15:041101:52 входит в границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" (зона с особыми условиями использования территорий N 50.00.2.1112).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2020 г. по делу N А40-79466/20-120-606 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Аренда Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2020 г.,
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33) национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям (подпункт б).
Частью 4 статьи 15 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2021 г. N Ф05-3494/21 по делу N А40-79466/2020