• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 апреля 2021 г. N Ф05-5829/21 по делу N А40-18331/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 01.10.2018 между Государственным казенным учреждением города Москвы "Московский центр недвижимости" (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройТехСервис" (подрядчик) был заключен контракт N УВР-26/2018. При этом 19.12.2019 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, изложенное в письме N И-6950/19. Между тем, истец полагает, что решение заказчика является незаконным и необоснованным в связи со следующим. Так, согласно пункту 1.1. контракта, подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить строительно-монтажные работы по наружным инженерным сетям объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, расположенного по адресу: г. Москва, Руставели ул., д. 12А, стр. 2, в объеме, установленном в техническом задании, а заказчик обязался принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом. В соответствие с пунктом 2.1 контракта, цена контракта составляет 1.571.569 рублей 23 копейки, в том числе НДС 18 % 239.730 рублей 90 копеек. Пунктом 3.1 были определены сроки выполнения работ по контракту и установлены в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта: в течение 240 календарных дней со дня, следующего за днем подписания контракта. В пункте 4.1 указано, что после завершения этапа выполнения работ, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, предусмотренных контрактом, подрядчик письменно уведомляет заказчика о факте завершения выполнения работ. При этом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заказчиком уведомления подрядчик представляет заказчику по каждому объекту заказчику отчеты, составленные по формам акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), журналы учета выполненных работ (форма N КС-6А) не менее, чем в 4 (четырех) экземплярах, с приложением комплекта отчетной документации в соответствии с техническим заданием, подтверждающий объем выполненных работ. Отчеты подрядчика по формам КС-2, КС-3, КС-6А должны быть оформлены в строгом соответствии с действующими требованиями к оформлению указанных документов; пометки, исправления, подчистки не допускаются, такие документы юридической силы не имеют. Весь объем строительно-монтажных работ был выполнен, о чем заказчик был уведомлен в установленном порядке. Вся отчетная документация была сдана заказчику в регламентированные сроки по каждому этапу выполнения работ. Кроме того, заказчиком были осуществлены выплаты в размере 1.259.276 рублей 16 копеек. Сумма в размере 17.855,98 рублей, предусмотренная в смете на непредвиденные расходы, не использовалась. Таким образом, по мнению истца, задолженность составляет 294.437, 09 рублей. Между тем, в ответном письме от 13.01.2020 (на досудебную претензию истца) заказчик указал, что работы были выполнены ненадлежащим образом, а поэтому отсутствует основания для оплаты оставшейся части задолженности, в связи с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.12.2019 N И-6950/19, указав следующие нарушения: в представленном подрядчиком комплекте документов от 09.12.2019 отсутствуют отметки технического заказчика (ООО "Вита") о приемке работ; по состоянию на 18.12.2019 отсутствует документация, подтверждающая ввод в эксплуатацию системы водоснабжения и канализации. Как следует из пункта 5.1. технического задания (приложение к контракту), после окончания монтажа инженерного оборудования подрядчик, при необходимости, обязан согласовать в установленном порядке ввод в эксплуатацию данного инженерного оборудования с энергоснабжающими организациями и/или иными контролирующими органами. Документацию, подтверждающую ввод в эксплуатацию инженерного оборудования подрядчик обязан передать заказчику в срок не позднее 15 календарных дней до сдачи объекта. Письмом от 09.12.2019 заказчик уведомлялся, что УУТЭ смонтирован в полном объеме и прошел пусконаладочные работы, о чем был составлен акт осмотра с представителем ПАО "МОЭК" от 05.12.2019. Провести ранее такие работы не представлялось возможным в виде отсутствия теплоносителя и договора на подключение (теплоснабжения), оформляемого заказчиком. Акты по факту выполнения пусконаладочных работ были сданы заказчику 05.12.2019 вместе со счетом на оплату. Однако, работы не были приняты и не оплачены. Согласно акту предварительного осмотра у АО "Мосводоканал" имелись замечания к канализационной сети от нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Руставелли, 12а. Замечания были устранены, что подтверждается подписью представителя АО "Мосводоканал" на акте от 30.12.2019. В настоящее время все работы выполнены, за исключением ввода в эксплуатацию водопровода. Данные обязательства не могут быть исполнены по вине заказчика вследствие не исполнения им встречных обязательств, ибо до настоящего времени заказчик не предоставил информацию о согласовании электросварных муфт и протокол заседания комиссии по этому вопросу в АО "Мосводоканал". О необходимости выполнения данных мероприятий заказчик был проинформирован письмом от 20.06.2019 N исх. 08-03/10, а также в досудебных претензиях и письмах в адрес заказчика в декабре 2019 года. Что же касается замечания заказчика, согласно которому в представленном подрядчиком комплекте документов от 09.12.2019 отсутствуют отметки технического заказчика (ООО "Вита") о приемке работ, то истец указал, что данные замечания не соответствуют действительности. Все выполненные работы были приняты техническим заказчиком, что подтверждается отметкой ООО "Вита" на актах выполненных работ. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 450 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", правомерно исходил из следующего.

Так, в соответствии с п. 3.1 контракта, сроки выполнения работ были установлены в течение 240 календарных дней со дня, следующего за днем подписания контракта. Согласно п. 12.1 контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует по 31 декабря 2019 г. включительно. Срок исполнения обязательств подрядчика истек 29 мая 2019 года. При этом подрядчик не исполнил свои обязательства ни в срок, установленный п. 3.1 контракта, ни в срок действия контракта. Заказчик неоднократно направлял подрядчику требования о представлении разъяснений по фактам несоблюдения условий контракта, о необходимости представления отчетной документации в полном объеме по факту выполнения работ по контракту (письма от 09.08.2019 N И-4689/19, от 27.11.2019 N И-6611/19). В ответ на письмо от 27.11.2019 N И-6611/19 о представлении отчетной документации по контракту в полном объеме в адрес заказчика было направлено обращение от 09.12.2019 N 09.12./13 об оплате выполненных работ. По результатам рассмотрения представленного подрядчиком комплекта отчетных документов заказчиком было выявлено отсутствие отметки технического заказчика (ООО "Вита") о принятии выполненных работ, что является нарушением требований п. 5.2 технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта, о чем подрядчику было сообщено письмом от 13.12.2019 N ИСХ-21203/19-1. В соответствии с п. 5.1 технического задания, после окончания монтажа инженерного оборудования подрядчик, при необходимости, обязан согласовать в установленном порядке ввод в эксплуатацию данного инженерного оборудования с энергоснабжающими организациями и/или иными контролирующими органами. Документацию, подтверждающую ввод в эксплуатацию инженерного оборудования, подрядчик обязан был передать заказчику в срок не позднее 15 календарных дней до сдачи объекта. Между тем, по состоянию на 18.12.2019 документация, подтверждающая ввод в эксплуатацию системы водоснабжения и канализации, в адрес заказчика не была представлена, выявленные представителями энергоснабжающих организаций нарушения подрядчиком не были устранены. В связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств по контракту заказчик 19.12.2019 N И-6950/19, руководствуясь частями 8-25 статьи Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с п. 8.1.1.2 и 8.1.1.3 ст. 8 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения условий контракта. Подрядчик письмом от 27.12.2019 N 151 направил в адрес заказчика уведомление, в котором фактически подтвердил, что работы по контракту им в полном объеме не были исполнены, ввод в эксплуатацию водопровода не был осуществлен, при этом потребовал от заказчика оплатить денежные средства в размере 294.437,09 руб. Заказчик письмом от 13.01.2020 N ИСХ-22350/19-1 сообщил подрядчику, что замечания, послужившие основаниями для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не были устранены, а поэтому оснований для оплаты денежных подрядчику отсутствуют. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 04.02.2020 в связи с неустранением подрядчиком замечаний, послуживших основанием для его принятия. Кроме того, решением комиссии УФАС России по г. Москве от 14.04.2020 ООО "ЭнергоСтройТехСервис" был включен в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года. При этом Комиссия УФАС, установила, что каких-либо действий, направленных на урегулирование возникшей ситуации, со стороны подрядчика совершено не было, а нарушения подрядчиком, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не были устранены. Более того, доказательств совершения исполнителем действий, направленных на исполнение государственного контракта, в подтверждение своей добросовестности подрядчиком не было представлено. Помимо указанного, комиссия УФАС установила, что заключенный между заказчиком и подрядчиком контракт был расторгнут по инициативе заказчика в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а действия подрядчика при исполнении контракта были признаны недобросовестными. Таким образом, Комиссия УФАС подтвердила законность и обоснованность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 апреля 2021 г. N Ф05-5829/21 по делу N А40-18331/2020