город Москва |
|
07 апреля 2021 г. |
Дело N А40-312193/2018-144-3127 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "РемСпецТех": Белова Р.С. (дов. N 5 от 01.10.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Ивановой У.В. (дов. N МШ/12784/21 от 20.02.2021 г.);
рассмотрев 31 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2020 г.
по делу N А40-312193/2018-144-3127
по заявлению акционерного общества "РемСпецТех"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения от 10 октября 2018 г.,
УСТАНОВИЛ: в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Санкт-Петербургское УФАС России) поступило обращение Некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", заказчик) о включении сведений в отношении акционерного общества "РемСпецТех" (далее - АО "РемСпецТех", общество, заявитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 05 октября 2017 г. N 1/12-1127/А/АВР/2017 (далее - договор), заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт (замена и (или) восстановление) аварийных строительных конструкций или элементов таких конструкций) (номер извещения FKR09081700008) (далее - аукцион) по причине нарушения подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 15 (пятнадцати) календарных дней по любому из многоквартирных домов.
По результатам рассмотрения указанного обращения комиссией Санкт-Петербургское УФАС России было принято заключение от 15 октября 2018 г. N 78/30708/18 (резолютивная часть заключения от 10 октября 2018 г.) (далее - заключение) о направлении в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) сведений, представленных НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" в отношении АО "РемСпецТех" - победителя электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (номер извещения FKR.09081700008), для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Указанное заключение было направлено в антимонопольный орган письмом от 15 октября 2018 г. N 78/30711/18 для внесения сведений о заявителе в Единую информационную систему в сфере закупок (далее - ЕИС).
На основании поступившего 26 октября 2018 г. в ФАС России заключения сведения в отношении АО "РемСпецТех" внесены в реестр недобросовестных подрядных организаций и была сформирована реестровая запись (реестровый номер записи РНПО.131954-18 от 10 октября 2018 г.).
Считая свои права нарушенными, АО "РемСпецТех" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным решения (приказа) о включении АО "РемСпецТех" в реестр недобросовестных подрядных организаций (реестровый номер записи РНПО.131954-18 от 10 октября 2018 г.).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2019 г. производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-129368/2018, в рамках которого АО "РемСпецТех" оспаривалось заключение Санкт-Петербургского УФАС России от 15 октября 2018 г. N 78/30708/18 (резолютивная часть заключения от 10 октября 2018 г.).
Производство по делу было возобновлено на основании определения Арбитражного суда города Москвы от 17 января 2020 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение ФАС России о включении АО "РемСпецТех" в реестр недобросовестных подрядных организаций (реестровый номер записи РНПО.131954-18 от 10 октября 2018 г.).
В кассационной жалобе ФАС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку судебными актами, принятыми по настоящему делу, фактически признано недействительным решение о включении АО "РемСпецТех" в реестр недобросовестных подрядных организаций (реестровый номер записи РНПО.131954-18 от 10 октября 2018 г.), которое уже было признано недействительным в рамках дела N А56-129368/2018.
В отзыве на кассационную жалобу АО "РемСпецТех" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "РемСпецТех" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определен в Положении о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 г. N 615 (далее - Положение N 615).
Согласно пункту 254 Положения N 615 ведение реестра недобросовестных подрядных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с утвержденными им методическими рекомендациями.
В реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация о победителе электронного аукциона или об участнике электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или о единственном участнике электронного аукциона: уклонившихся от заключения договоров о проведении капитального ремонта; о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров (пункт 255 Положения N 615).
Орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляет проверку фактов, содержащихся в документах, представленных заказчиком, и информации (пункт 259 Положения N 615).
Пунктом 263 Положения N 615 установлено, что в случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства.
При этом судами принято во внимание, что постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2019 г. по делу N А56-125446/2018 решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 05 октября 2017 г. N 1/12-1127/А/АВР/2017, послужившее основанием для направления заказчиком сведений в отношении заявителя в Санкт-Петербургское УФАС России, признано недействительным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 декабря 2019 г. по делу N А56-129368/2018 заключение Санкт-Петербургского УФАС России от 15 октября 2018 г. N 78/30708/18 (резолютивная часть заключения от 10 октября 2018 г.) признано недействительным.
Принимая во внимание, что вступившими в законную силу судебными актами признано незаконным (недействительным) само правовое основание (заключение территориального органа) для совершения антимонопольным органом действий по включению сведений об обществе в реестр недобросовестных подрядных организаций и формирования реестровой записи РНПО.131954-18 от 10 октября 2018 г., суды пришли в обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод ФАС России о том, что судебными актами, принятыми по настоящему делу, фактически признано недействительным решение о включении АО "РемСпецТех" в реестр недобросовестных подрядных организаций (реестровый номер записи РНПО.131954-18 от 10 октября 2018 г.), которое уже было признано недействительным в рамках дела N А56-129368/2018, подлежит отклонению, поскольку в рамках настоящего дела предметом спора является решение ФАС России о включении общества в реестр и, как следствие, нахождение в нем с даты включения и вплоть до даты исключения, в то время как в рамках дела N А56-125446/2018 обществом оспаривалось заключение Санкт-Петербургского УФАС России от 15 октября 2018 г. N 78/30708/18 (резолютивная часть заключения от 10 октября 2018 г.).
При этом само по себе признание недействительным заключения Санкт-Петербургского УФАС России от 15 октября 2018 г. N 78/30708/18 (резолютивная часть заключения от 10 октября 2018 г.) не влечет за собой недействительность нахождения общества в реестре недобросовестных подрядчиков.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2020 г. по делу N А40-312193/2018-144-3127 оставить без изменения, кассационную жалобу ФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства.
При этом судами принято во внимание, что постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2019 г. по делу N А56-125446/2018 решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 05 октября 2017 г. N 1/12-1127/А/АВР/2017, послужившее основанием для направления заказчиком сведений в отношении заявителя в Санкт-Петербургское УФАС России, признано недействительным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 декабря 2019 г. по делу N А56-129368/2018 заключение Санкт-Петербургского УФАС России от 15 октября 2018 г. N 78/30708/18 (резолютивная часть заключения от 10 октября 2018 г.) признано недействительным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2021 г. N Ф05-4121/21 по делу N А40-312193/2018