• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф05-5561/21 по делу N А40-181348/2018

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "МИСТРАЛЬ" на основании договора аренды от 01.09.2016 N 7-Г арендовало у ООО "КРИС-СТРОЙ" нежилое помещение общей площадью 92,4 кв.м, расположенное по адресу: Москва, ул. Академика Королева, д. 3, 1 этаж, пом. IIIа, комнаты 1-8. Так, истец указал, что 23.05.2018 произошел залив нежилого помещения, что подтверждается актом от 23.05.2018 N 2, составленным ГБУ "Жилищник Останкинского района"; в результате залива пострадало имущество истца на общую сумму 1.089.429 рублей (размер ущерба был определен в соответствии с экспертным заключением от 13.06.2018 N А18-0613/8-1, составленным ООО "Бюро независимой оценки и экспертизы"). Залив произошел в результате проведения ООО "Премьер Сервис" работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, заказчиком которых являлся Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы; учреждение же, как управляющая организация обязано обеспечивать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; в этой связи ущерб подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке. ООО "МИСТРАЛЬ" обратилось с претензионными требованиями к ответчикам о возмещении причиненного ущерба, которые были оставлены без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, который был удовлетворен частично, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст.ст. 15, 309, 310, 393 ГК РФ, правомерно исходил из следующего.

Так, в ходе рассмотрения дела определением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ООО Оценочная компания "Кански и Партнеры", согласно заключению которого установлено, что причиной залива помещения явились некачественно выполненные монтажные работы общедомовых инженерных коммуникаций, а именно коммуникаций, расположенных под арендованным истцом помещением; при этом стоимость ремонтно-строительных работ, требуемых для восстановления поврежденного заливом помещения, составила 1.014.000 рублей.

Таким образом, суд в обжалуемых актах, удовлетворяя требования о взыскании убытков в сумме 1.014.000 рублей солидарно с ООО "Премьер Сервис", ГБУ "Жилищник Останкинского района" и Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, обоснованно исходил из нижеследующего. Так, согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с честью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Таким образом, обязанностью управляющей компании, в том числе ГБУ "Жилищник Останкинского района", является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491). Следовательно, обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, возложена на управляющую организацию по закону на ГБУ "Жилищник Останкинского района", в связи с чем суд верно определил, что ГБУ "Жилищник Останкинского района" обязано также возместить указанные убытки.

Кроме того, согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. В силу части 6 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором. Таким образом, суд также верно признал, что Фонд в силу закона отвечает перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором."