город Москва |
|
12 апреля 2021 г. |
Дело N А41-1981/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Сходня - Инжиниринг": Хилтунова А.В. (дов. N 262 от 08.02.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства жилищной политики Московской области: Захаровой Д.А. (дов. N 3 от 24.12.2019 г.);
рассмотрев 06 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 г.,
по делу N А41-1981/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сходня - Инжиниринг"
к Министерству жилищной политики Московской области
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Сходня - Инжиниринг" (далее - ООО "Сходня - Инжиниринг", общество, заявитель) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:19, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Сходня, улица Некрасова, д. 2, что подтверждается договором аренды от 31 марта 2003 г. N 35002-Z.
На указанном земельном участке обществом ведутся работы по строительству здания торгово-складского назначения.
08 ноября 2019 г. ООО "Сходня - Инжиниринг" через региональный портал государственных и муниципальных услуг обратилось в Министерство жилищной политики Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на строительство" на строительство здания торгово-складского назначения размерами 48 x 60 см по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Некрасова, дом 2.
Указанное заявление было зарегистрировано в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) 08 ноября 2019 г. за N Р001-2610534967-30657238.
Уведомлением от 15 ноября 2019 г. Министерством жилищной политики Московской области было отказано в выдаче разрешения на строительство по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а именно: проектная документация разработана не в соответствии с информацией из градостроительного плана земельного участка N RU 50301000 - MSК 001757, утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 05 мая 2017 г. N Г35/01477-17 (в составе проектной документации отсутствуют сведения о проектировании объекта в границах 1-го, 2-го, 3-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения или об отсутствии расположения об отсутствии расположения объекта в таких границах. В случае расположения объекта в границах 1-го, 2-го, 3-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в проектной документации должно быть указание о ее разработке в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы", утвержденного постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 45) и других нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения).
Полагая, что данный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Сходня - Инжиниринг" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, оформленное уведомлением от 15 ноября 2019 г. N 69650, вынесенное по заявлению ООО "Сходня - Инжиниринг" от 08 ноября 2019 г. N Р001-2610534967-30657238 и об обязании Министерство жилищной политики Московской области предоставить государственную услугу "Выдача разрешения на строительство" и выдать разрешение на строительства Здания торгово-складского назначения размерами 48 x 60 см по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Некрасова, дом 2, по заявлению ООО "Сходня - Инжиниринг" от 08 ноября 2019 г. N Р001-2610534967-30657238.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство жилищной политики Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Сходня - Инжиниринг" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Министерства жилищной политики Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Сходня - Инжиниринг" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого отказа незаконным.
При этом судами установлено, что представленный обществом Градостроительный план земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060113:19, утвержденный распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 05 мая 2017 г. N Г35/01477-17, на котором возводится объект капитального строительства, не содержит информацию о каких-либо границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе и о границах зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) источников питьевого водоснабжения города Москвы - ни в текстовом, ни в графическом виде.
Зоны санитарной охраны источником питьевого водоснабжения города Москвы применительно к бассейнам реки Сходня не установлены, соответственно, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о таких зонах и их границах отсутствуют.
Указанное обстоятельство также подтверждено Лобненским отделом Роспотребнадзора по Московской области письмом от 18 сентября 2019 г. N 1338/01-исх, согласно которому в настоящее время проект ЗСО Московского водопровода отсутствует, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, ведение реестра картографических материалов с зонами санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, не предусмотрено.
В Правилах землепользования и застройки городского округа Химки Московской области, утвержденных решением Совета депутатов от 27 декабря 2017 г. N 15/15 (далее - ПЗЗ г.о. Химки), установлены Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с подпунктом 3.4.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 45.
Согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:19 с указанием расстояния до ближайшей границы Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы применительно к карте зон с особыми условиями использования территории ПЗЗ г.о. Химки, подготовленной кадастровым инженером Хлебновым С.В., расстояние от земельного участка с кадастровым с кадастровым номером 50:10:0060113:19 до ближайшей границы Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения составляет 4 949 метров.
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером находится в границах Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы Министерством жилищной политики Московской области не представлено.
Судами также принято во внимание, что ранее обществу на основании вышеуказанного Градостроительного плана земельного участка было выдано разрешение на строительство от 30 октября 2018 г. N RU-50-10-12033-2018 на строительство того же объекта капитального строительства, для которого испрашивалось разрешение по оспариваемому в рамках настоящего дела отказу в оказании государственной услуги, однако в установленный первоначальным разрешением на строительство срок до 30 июня 2019 г. строительство объекта не было завершено.
При этом по состоянию на текущую дату строительство объекта капитального строительства завершено на 90%, а заявление о выдаче разрешения на строительство от 08 ноября 2019 г. N Р001-2610534967-30657238 было подано в целях завершения строительно-монтажных работ и последующего ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого было начато по разрешению на строительство от 30 октября 2018 г. N RU-50-10-12033-2018.
Кроме того, ранее выданное разрешение на строительство от 30 октября 2018 г. N RU-50-10-12033-2018 было выдано Министерством строительного комплекса Московской области на основании вышеупомянутого Градостроительного плана земельного участка, а заявление о выдаче нового разрешения на строительство, в выдаче которого было отказано, на достройку объекта капитального строительства, и возведение которого было начато на основании первоначального разрешения на строительство было подано на основании того же самого действовавшего на момент подачи заявления Градостроительного плана земельного участка.
Отклоняя доводы Министерства жилищной политики Московской области о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060113:19 имеет пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:683, суды со ссылкой на пункт 7 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости", часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указали на то, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:683 носит временный характер, а сведения о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:19 в настоящий момент действительны и актуальны.
При этом сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060113:19 имеют приоритетное значение по отношению к земельному участку с кадастровым номером 50:10:0060113:683, сведения о котором имеют временный характер и не могут учитываться при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060113:19.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов общества суды обязали Министерство жилищной политики Московской области предоставить государственную услугу "Выдача разрешения на строительство" и выдать разрешение на строительства Здания торгово-складского назначения размерами 48 x 60 см по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Некрасова, дом 2, по заявлению ООО "Сходня - Инжиниринг" от 08 ноября 2019 г. за N Р001-2610534967-30657238.
Поскольку все необходимые документы обществом были предоставлены, суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 г. по делу N А41-1981/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также принято во внимание, что ранее обществу на основании вышеуказанного Градостроительного плана земельного участка было выдано разрешение на строительство от 30 октября 2018 г. N RU-50-10-12033-2018 на строительство того же объекта капитального строительства, для которого испрашивалось разрешение по оспариваемому в рамках настоящего дела отказу в оказании государственной услуги, однако в установленный первоначальным разрешением на строительство срок до 30 июня 2019 г. строительство объекта не было завершено.
При этом по состоянию на текущую дату строительство объекта капитального строительства завершено на 90%, а заявление о выдаче разрешения на строительство от 08 ноября 2019 г. N Р001-2610534967-30657238 было подано в целях завершения строительно-монтажных работ и последующего ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого было начато по разрешению на строительство от 30 октября 2018 г. N RU-50-10-12033-2018.
Кроме того, ранее выданное разрешение на строительство от 30 октября 2018 г. N RU-50-10-12033-2018 было выдано Министерством строительного комплекса Московской области на основании вышеупомянутого Градостроительного плана земельного участка, а заявление о выдаче нового разрешения на строительство, в выдаче которого было отказано, на достройку объекта капитального строительства, и возведение которого было начато на основании первоначального разрешения на строительство было подано на основании того же самого действовавшего на момент подачи заявления Градостроительного плана земельного участка.
Отклоняя доводы Министерства жилищной политики Московской области о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060113:19 имеет пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:683, суды со ссылкой на пункт 7 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости", часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указали на то, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:683 носит временный характер, а сведения о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:19 в настоящий момент действительны и актуальны."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф05-4836/21 по делу N А41-1981/2020