город Москва |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А40-87754/20-79-636 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Социальные юристы"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2020 г.,
по делу N А40-87754/20-79-636
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Социальные юристы"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 390 от 15 мая 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: на основании обращения гражданина Мебель Григория Симоновича (далее - Мебель Г.С.) Инспекцией Федеральной налоговой службы N 27 по городу Москве (далее - ИФНС России N 27 по г. Москве, налоговый (административный) орган, инспекция) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Социальные юристы" (далее - ООО "Социальные юристы", общество, заявитель) проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В ходе проведения проверки установлено, что 23 ноября 2020 г. по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 3, офис 225, ООО "Социальные Юристы" при приеме оплаты по договору об оказании услуг в области права (юридической помощи) от 23 ноября 2019 г. N 99 стоимостью 40 000 руб. 00 коп., наличный денежный расчет произведен с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), который на месте осуществления деятельности отсутствует.
Определением ИФНС России N 27 по г. Москве от 03 марта 2020 г. N 03-03/ф в отношении ООО "Социальные юристы" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования с истребованием дополнительных сведений.
На основании полученных данных 01 апреля 2020 г. ИФНС России N 27 по г. Москве в отношении ООО "Социальные юристы" составлен протокол об административном правонарушении N 0031828.
Постановлением ИФНС России N 27 по г. Москве от 15 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении N 390 ООО "Социальные юристы" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Социальные юристы" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 27 по г. Москве о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Социальные юристы" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие доказательств получение денежных средств от Мебель Г.С. Приведены также доводы о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, в связи с неизвещением на дату рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 мая 2020 г.
К кассационной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: копия договора об оказании услуг в области права (юридической помощи) от 23 ноября 2019 г. N 99; копия письма ИФНС N 27 по г. Москве от 07 апреля 2020 г. N 22-14/024517; копия протокола N 0031828 об админ6истративном правонарушении от 01 апреля 2020 г.; копия постановления по делу об административном правонарушении N 390 от 15 мая 2020 г., копия решения Гагаринского районного суда города Москвы от 09 сентября 2020 г. по делу N 2-3447/2020; копия решения Гагаринского районного суда города Москвы от 29 сентября 2020 г.
Поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда кассационной инстанции собирать и исследовать доказательства, то указанные документы подлежат возврату заявителю.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 27 по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей определяются Законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1.1 Закона N 54-ФЗ под расчетом для целей указанного Федерального закона понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Пунктом 1 статьи 2 вышеназванного Закона установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
Действия, связанные с неприменением контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Социальные юристы" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, поскольку общество в нарушение положений статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ осуществило денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Вина ООО "Социальные юристы" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО "Социальные юристы" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе обществом приведены доводы о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, в связи с неизвещением на дату рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 мая 2020 г.
Приведенный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Судом установлено, что 07 апреля 2020 г. в адрес ООО "Социальные юристы" и генерального директора общества ИФНС России N 27 по г. Москве было направлено письмо N 22-14/024517 с указанием даты, времени и места рассмотрения материалов административного дела на 15 мая 2020 г.
Ссылка ООО "Социальные юристы" на отличие резолютивной части решения суда первой инстанции от ее резолютивной части, изготовленной в полном объеме, не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствует о нарушении норм процессуального права, а является опечаткой.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Уплаченная ООО "Социальные юристы" по чеку-ордеру от 08 февраля 2021 г. (операция 4985) государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп. (три тысячи руб. 00 коп.) за подачу кассационной жалобы подлежит возврату заявителю, поскольку в соответствии частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2020 г. по делу N А40-87754/20-79-636 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Социальные юристы" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Социальные юристы" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп. (три тысячи руб. 00 коп.), уплаченную по чеку-ордеру от 08 февраля 2021 г. (операция 4985).
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Социальные юристы" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, поскольку общество в нарушение положений статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ осуществило денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО "Социальные юристы" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф05-5099/21 по делу N А40-87754/2020