город Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А40-35187/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Каменецкого Д.В., Ярцева Д.Г.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" - Мигунова А.А. по дов. от 11.03.2019,
от ответчика: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Камышева И.С. по дов. от 02.09.2020,
рассмотрев 21 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 28 июля 2020 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 08 декабря 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" (далее - истец, ООО "НХТК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") с иском о взыскании пени в размере 1 034 367,80 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2020 года, заявленные требования удовлетворены частично: с ОАО "РЖД" в пользу ООО "НХТК" взыскано 850 000 руб. пени; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление изменить в части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении пени по ряду накладных в сумме 185 104,95 руб. по причине оказания в пути следования услуги по временному размещению подвижного состава, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В дополнении к кассационной жалобе ОАО "РЖД" указало, что вагоны задержаны в пути следования в связи с неприемом станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей (пункт 6.7 Правил N 245); грузополучатель признал, что неприем станцией вагонов произошел по его вине.
ООО "НХТК" представило отзыв с возражениями на кассационную жалобу, в котором указало, что договор перевозчика с грузополучателем не продлевает срок доставки груза, не порождает правовых последствий для истца и не может ограничивать право истца на привлечение ответчика к ответственности за просрочку доставки грузов, предусмотренной Правилами N 245.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержала доводы и требования кассационной жалобы, представитель истца возражала против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с ноября по декабрь 2019 года ОАО "РЖД" осуществило перевозку принятого от грузоотправителя (ООО "НХТК") груза со станции Забайкальской железной дороги, который прибыл на станцию назначения с просрочкой доставки, что подтверждено соответствующими отметками в железнодорожных накладных.
В связи с нарушением сроков доставки груза истец начислил ответчику пени в размере 1 034 367,80 руб., которые предъявил в претензии и неуплата которых ответчиком в добровольном порядке послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 784, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (приказ Минтранса России от 07.08.2015 N 245), и установив факт нарушения ответчиком обязательств по своевременной доставке груза и документальное его подтверждение, пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание пени за просрочку доставки, расчет которых проверен судом и признан верным, при этом суды посчитали возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер подлежащей взысканию неустойки до суммы 850 000 руб., учитывая незначительные сроки нарушения, а также явную несоразмерность заявленных требований нарушенным обязательствам.
Кассационная коллегия, учитывая изложенное и действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами, не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об увеличении срока доставки грузов уже были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и отклонены по причине того, что соглашение сторон об иных, чем в Правилах N 245, сроках доставки, отсутствует, в связи с чем, перевозчик обязан соблюдать срок, определенный в договоре перевозки, при этом заключенный между ответчиком и грузополучателем договор правовых последствий для истца не порождает, срок доставки груза не продлевает и не может ограничивать право истца на привлечение ответчика к предусмотренной Правилами N 245 ответственности за просрочку доставки грузов.
Приведенный в дополнениях к кассационной жалобе довод о том, что увеличение срока доставки вагонов вызвано по причине, зависящей от грузополучателя, и правомерно увеличен на основании пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, подлежит отклонению, поскольку связан с доказательной стороной спора, в то время как установление фактических обстоятельств и оценка доказательств являются прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, и недопустимы в суде кассационной инстанции.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику несостоятельна, поскольку не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм права с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание, что в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Судебная коллегия признает, что заявленные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2020 года по делу N А40-35187/20 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 784, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (приказ Минтранса России от 07.08.2015 N 245), и установив факт нарушения ответчиком обязательств по своевременной доставке груза и документальное его подтверждение, пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание пени за просрочку доставки, расчет которых проверен судом и признан верным, при этом суды посчитали возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер подлежащей взысканию неустойки до суммы 850 000 руб., учитывая незначительные сроки нарушения, а также явную несоразмерность заявленных требований нарушенным обязательствам."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф05-7318/21 по делу N А40-35187/2020