Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А41-55842/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2021.
Полный текст постановления изготовлен 26.04.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Каменецкого Д.В.,
судей: Закутской С.А., Михайловой Л.В.,
при участии в заседании:
от УФНС России по Московской области: Водченко Ю.А. по дов. от 29.01.2021,
рассмотрев 20.04.2021 в судебном заседании кассационную жалобу
временного управляющего ООО "Вэлла"
на определение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020,
о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 29587975,04 руб. в рамках дела о признании ООО "Вэлла" несостоятельным (банкротом)
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2020 в отношении ООО "Вэлла" (должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Жуйков Евгений Николаевич.
Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области (уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о включении задолженности в размере 29587975,04 руб. в реестр требований кредиторов ООО "Вэлла".
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020 требования Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области в размере 76347,51 руб. основного долга включены во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО "Вэлла"; требования Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области в размере 20982189,06 руб. основного долга, 8340685,22 руб. пени и 188753,25 руб. включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Вэлла".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 определение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, временный управляющий ООО "Вэлла" обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, направить обособленный спор на новое рассмотрение.
В отзывах на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области, ООО "Высота" с доводами ее заявителя не согласились, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте Верховного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
Представитель УФНС России по Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, изложил свою правовую позицию.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в арбитражный суд округа не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя лица, участвующего в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке ст.ст. 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права и направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу норм ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, у ООО "Вэлла" образовалась задолженность по обязательным платежам, состоящая из: задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 76347,51 руб. основного долга; задолженности по уплате иных обязательных платежей в сумме 20982189,06 руб. основного долга, 8340685,22 руб. пени и 188753,25 руб. штрафа.
Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 АПК РФ и ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), в том числе Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу п. 6 ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с требованиями ст.ст. 71, 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
В соответствии с п. 1, 4, 5 ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
В п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Пунктом 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, разъяснено, что требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению.
Положениями ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов.
Данная обязанность, согласно п. 2 ст. 226 НК РФ, распространяется на случаи выплаты всех доходов физического лица, источником которых являются указанные лица (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ).
Будучи в силу названных положений Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом, должник хотя и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет, эта обязанность является производной от получения дохода гражданином-налогоплательщиком. При этом обязанность налогового агента исполняется одновременно с выплатой дохода гражданину, и, следовательно, она не может относиться к иной очередности удовлетворения.
Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему п. 4 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди.
Кроме того, п. 14 вышеуказанного Обзора разъяснено, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 1-П и от 10.07.2007 N 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Пунктом 9 вышеуказанного Обзора также разъяснено, что начисленные должнику пени и штрафы за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди.
Допуская просрочку в исполнении обязанности по перечислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должник совершает собственное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена НК РФ. Поэтому требование уполномоченного органа о включении в реестр соответствующих финансовых санкций отражается в реестре требований кредиторов исходя из общих правил об очередности удовлетворения обязательных платежей: эти финансовые санкции подлежат удовлетворению в составе третьей очереди после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (п. 3 ст. 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что требования по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 76347,51 руб. недоимки подлежат включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника. Оставшаяся сумма задолженности, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов.
В соответствии с п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как верно указали суды, согласно заявлению уполномоченного органа о включении в реестр требований ООО "Вэлла", по причине неисполнения обязанности по своевременной уплате налогов и страховых взносов, начисленных Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области по представленным налогоплательщиком декларациям и расчетам, на основании ст.ст. 45, 69 НК РФ, в адрес должника были направлены требования.
В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией приняты решения о бесспорном взыскании денежных средств с расчетного счета организации, а также выставлены инкассовые поручения на основной счет налогоплательщика.
Суды, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришли к правомерному выводу о том, что налоговым органом не нарушен срок принятия решения по ст. 46 НК РФ, поскольку исчисление срока принятия решения по ст. 46 НК РФ начинается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, а не после истечения срока уплаты самого налога (пени, штрафа).
Мотивы, по которым суды пришли к указанным выводам, изложены в судебных актах. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Судами правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы о пропуске срока, предусмотренного ст. 46 НК РФ были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, мотивированно отклонены по результатам исследования представленных в материалы обособленного спора доказательств.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что кассационная жалоба не содержит указания на наличие в материалах дела каких-либо доказательств, опровергающих выводы судов, которым не была бы дана правовая оценка судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции.
Доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и изменения или отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2020, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А41-55842/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
С.А. Закутская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией приняты решения о бесспорном взыскании денежных средств с расчетного счета организации, а также выставлены инкассовые поручения на основной счет налогоплательщика.
Суды, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришли к правомерному выводу о том, что налоговым органом не нарушен срок принятия решения по ст. 46 НК РФ, поскольку исчисление срока принятия решения по ст. 46 НК РФ начинается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, а не после истечения срока уплаты самого налога (пени, штрафа).
...
Доводы кассационной жалобы о пропуске срока, предусмотренного ст. 46 НК РФ были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, мотивированно отклонены по результатам исследования представленных в материалы обособленного спора доказательств."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф05-24520/20 по делу N А41-55842/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25423/2023
15.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8649/2022
26.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24520/20
02.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24520/20
15.01.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55842/19
10.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13264/20
06.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13109/20