г. Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А40-56531/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей: Бочаровой Н.Н., Кочеткова А.А.,
при участии в заседании:
от Департамента Смоленской области по здравоохранению не явился, уведомлен,
от Федерального фонда обязательного медицинского страхования Мальцева В.А., доверенность от 26.01.2021 N 10-802-01/34-6,
рассмотрев 26 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 03 сентября 2020 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18 декабря 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые по иску Департамента Смоленской области по здравоохранению
к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
о признании незаконным отказа, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее также - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее также - ответчик, фонд) от 20.12.2018 исх. N 14831/21-3/7463 в выделении денежных средств на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам Феновой Ирине Владимировне, Сидоркевич Алене Сергеевне, Игнашкиной Светлане Владимировне, Фетисову Александру Вячеславовичу, Шухавцовой Анастасии Александровне, об обязании ФФОМС выделить денежные средства на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в размере 2 558 464,79 руб., об обязании ФФОМС компенсировать убытки, в связи с оплатой судебных расходов медицинских работников в размере 15 610 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2020 вышеуказанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 03.09.2020 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования департамента удовлетворил.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 решение оставлено без изменения.
Фонд обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, просит отменить решение и постановление, принятые при новом рассмотрении, поскольку полагает, что они приняты при неправильном применении норм права, без учета того, что обязательства ответчика по 2017 году исполнены в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал.
Истец, уведомленный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы. своих пердставителей в суд не направил. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Обсудив доводы по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как установлено судами, Ленинский районный суд г. Смоленска решениями от 11.04.2018, 14.05.2018, 02.07.2018, 12.09.2018, (далее - решения суда) признал за медицинскими работниками Феновой Ириной Владимировной, Шухавцовой Анастасией Александровной, Фетисовым Александром Вячеславовичем, Игнашкиной Светланой Владимировной, Сидоркевич Аленой Сергеевной (соответственно) право на получение единовременной компенсационной выплаты (далее - выплата), предусмотренной частью 12.1 статьи 5 слеудет из стате 1 50, 51 Закона. 1 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) и обязал Департамент произвести указанным работникам выплаты в размере 1 000 000 руб.
Департамент, руководствуясь пунктом 2 части 12.2 статьи 51 Федерального закона, направил в фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета овтетчика на выплаты медицинским работникам в количестве 5 (пять) человек (Феновой Ириной Владимировной, Шухавцовой Анастасией Александровной, Фетисовым Александром Вячеславовичем, Игнашкиной Светланой Владимировной, Сидоркевич Аленой Сергеевной).
Письмом от 02.04.2018 исх. N 0810 фонд отказал департаменту в принятии заявок на получение выплат, в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 года" в 2018 году предоставление единовременных компенсационных выплаты осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали, что в рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, законодателем предусмотрен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения, что следует из статей 50, 51 Закона.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Закона в 2017 году осуществлялись единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника
Договоры о предоставлении в единовременных компенсационных выплат с вышеуказанными медицинскими работниками были заключены в 2017 году, в соответствии с пунктом 12.1 статьи 51 Закона, согласно которому финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Указав на статью 4 Гражданского кодекса РФ, суды пришли к выводу, что отказ фонда в выделении денежных средств указанным медицинским работникам является не обоснованным.
При этом доводы ответчика были рассмотрены судами и отклонены как необоснованные.
Так, суды указали, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ содержит понятия бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К межбюджетным трансфертам отнесены средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 139 Бюджетного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления субсидий из бюджета одного уровня другому.
Суды исходили из того, что департамент, предъявляя фонду исковые требования. руководствуется статьёй 51 Закона, которая предусматривает обязанность Фонда осуществлять рефинансирование единовременной компенсационной выплаты.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что, разрешая спор при повторном рассмотрении, суды правильно применили нормы материального права. Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судами допущено не было.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2020 года по делу N А40-56531/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указав на статью 4 Гражданского кодекса РФ, суды пришли к выводу, что отказ фонда в выделении денежных средств указанным медицинским работникам является не обоснованным.
При этом доводы ответчика были рассмотрены судами и отклонены как необоснованные.
Так, суды указали, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ содержит понятия бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
...
Статья 139 Бюджетного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления субсидий из бюджета одного уровня другому.
Суды исходили из того, что департамент, предъявляя фонду исковые требования. руководствуется статьёй 51 Закона, которая предусматривает обязанность Фонда осуществлять рефинансирование единовременной компенсационной выплаты."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2021 г. N Ф05-21402/19 по делу N А40-56531/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21402/19
18.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57890/20
03.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-56531/19
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21402/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21402/19
26.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37674/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-56531/19