город Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А41-32067/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Бураченок Е.Ю., удостоверение от 01.04.2021;
от заинтересованного лица: Воронин И.А., доверенность от 17.07.2019;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 20 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Главгосстройнадзора Московской области
на постановление от 23 декабря 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-32067/20
по заявлению Прокуратуры Московской области
об оспаривании определения
к Главгосстройнадзору Московской области,
третье лицо: ООО ПКФ "Гюнай",
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Московской области (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главгосстройнадзору Московской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене определения от 14.04.2020 по делу N 07вх-3623 о возвращении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и других материалов по части 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ООО ПКФ "Гюнай".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО ПКФ "Гюнай" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Главгосстройнадзор Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Домодедовской городской прокуратурой в ходе мониторинга интернет-сайта https://наш.дом.рф/ Единой информационной системы жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Постановление N 1133), выявлены факты ненадлежащего заполнения данной информационной системы.
Установлено, что строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Домодедово (уч. 49 поз. N 2 по проекту планировки) осуществляет застройщик - общество, зарегистрированное по адресу: Московская область, г.о. Домодедово, ул. 1-я Коммунистическая, стр. 31Г, ИНН 5009002812, ОГРН 1035002004311.
Строительство указанного дома осуществляется на основании выданного Администрацией городского округа Домодедово Московской области разрешения на строительство от 16.06.2014 N RU 50308000-РСЮ/55.
Домодедовской городской прокуратурой установлено, что застройщиком (обществом) не исполнена обязанность по раскрытию информации в ЕИСЖС, полнота и достоверность которой подлежит раскрытию в соответствии со статьей 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) и пунктом 9 Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства" (далее - Правила N 319), а именно: застройщик не раскрыл информацию и нарушил порядок размещения такой информации, перечисленной в статье 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ:
- последние актуальные фотографии объекта строительства размещены в ЕИСЖС 17.01.2020, однако данные фотографии не содержат сведения о дате проведения съемки, отсутствует основная фотография объекта;
- размещено разрешение на строительство от 16.06.2014 N RU50308000-РСЮ/55, которое продлено до 16.01.2020 (данные о последующем продлении отсутствуют);
- размещены не все редакции (версии) проектной документации (N 50-002194 от 05.03.2019, 06.03.2019, 26.04.2019, 28.06.2019, 27.08.2019, 18.09.2019, 12.12.2019);
- не размещены документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок (участки), на котором осуществляется строительство каждого объекта (объектов) недвижимости, указанного в размещенных в системе жилищного строительства проектных декларациях;
- не размещено заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 17.12.2019 N 07-12-069400-8-01.
24.01.2020 заместителем Домодедовского городского прокурора Московской области в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, направленное в порядке части 1 статьи 23.64 КоАП РФ в Управление.
Определением заместителя начальника Управления от 14.04.2020 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы дела возвращены в Домодедовскую городскую прокуратуру в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ в связи возбуждением дела неуполномоченным лицом.
Прокуратура, полагая, что указанное определение является незаконным, обратилась в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Домодедовского городского прокурора Московской области отсутствовали законные основания для проведения проверочных мероприятий в отношении общества, а также для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявленных прокуратурой требований.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и, повторно рассмотрев дело, пришел к следующим выводам, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.
В пункте 2 статьи 21 Закона о прокуратуре установлено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 Закона о прокуратуре; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно (статья 22 Закона о прокуратуре).
Учитывая вышеизложенное, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона и направить в адрес должностных лиц представление об устранении выявленных нарушений.
При обнаружении признаков административного правонарушения прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в ЕИСЖС должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Федеральным законом N 214-ФЗ информации в ЕИСЖС.
Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в ЕИСЖС либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются, в том числе, застройщики.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы Федеральным законом N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной Федеральным законом N 214-ФЗ, путем размещения ее в ЕИСЖС, указанной в статье 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
ЕИСЖС представляет собой систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством (часть 1 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ).
Частью 3 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату спорного постановления) определено, что информация, содержащаяся в системе, подлежит размещению на сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информация, содержащаяся в системе, является открытой и общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень подлежащей размещению в системе информации, которую обязан раскрывать застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, установлен частью 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать в том числе следующую информацию: градостроительный план земельного участка; схему планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия
Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, информация, указанная в части 2 настоящей статьи, подлежит размещению в ЕИСЖС, указанной в статье 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ, в течение пяти рабочих дней после дня получения заключения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона N 214-ФЗ. Фотографии, указанные в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению в указанной системе ежемесячно. Сведения, указанные в пункте 11 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению застройщиком в указанной системе на ежеквартальной основе одновременно с размещением информации, предусмотренной частью 5 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщики обязаны размещать в системе информацию, раскрытие которой предусмотрено Федеральным законом N 214-ФЗ, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Минстроя России от 11.05.2018 N 275/пр, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, утверждено Положение о порядке, составе, способах, сроках и периодичности размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Положение N 275/пр).
Указанная выше информация размещается застройщиками в Системе с использованием подсистемы "Личный кабинет застройщика" (пункт 3 Положения N 275/пр).
Положением N 275/пр определен состав информации, подлежащий размещению в Системе, технические требования к размещаемой информации и документации, а также сроки их размещения, в том числе и в случае внесения соответствующих изменений.
В силу части 6 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ.
Постановлением N 1133 установлен адрес сайта: https://наш.дом.рф/.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в действиях (бездействии) общества должностными лицами прокуратуры установлено нарушение норм частей 1, 2, 4 статьи 3.1, статьи 3.2 Федерального закона N 214-ФЗ, подпункта "а" пункта 9 Правил N 319.
Основания для возбуждения дела об административном правонарушении предусмотрены нормами части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, которыми установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.19.1, статьей 13.19.3 КоАП РФ (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), возбуждаются прокурором.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ устанавливает исключительную компетенцию прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и определяет дополнительную компетенцию прокурора, допуская возможность возбуждения прокурором (наряду с другими уполномоченными административными органами) любых дел об административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17.02.2015 N 2-П указал, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 Закона о прокуратуре, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что в рассматриваемом случае постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в пределах предоставленной прокурору компетенции (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре и часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ), что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15545.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования прокуратуры являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 года по делу N А41-32067/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Главгосстройнадзора Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17.02.2015 N 2-П указал, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 Закона о прокуратуре, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
...
Суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что в рассматриваемом случае постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в пределах предоставленной прокурору компетенции (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре и часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ), что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15545."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2021 г. N Ф05-6677/21 по делу N А41-32067/2020