город Москва |
|
04 мая 2021 г. |
Дело N А40-74919/20-2-383 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО ХК "Якутуголь": Герцева Д.А. (дов. от 25.05.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства по недропользованию: Щелкуновой И.И. (дов. N ЕК-01-32/9783 от 03.07.2020 г.);
от третьего лица Управления по недропользованию по Республике Саха не явились, извещены;
от третьего лица Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу: не явились, извещены;
рассмотрев 26 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по недропользованию
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 г.
по делу N А40-74919/20-2-383
по заявлению акционерного общества холдинговая компания "Якутуголь"
к Федеральному агентству по недропользованию
о признании незаконным приказа от 12 декабря 2019 г. N 533,
третьи лица: Департамент по недропользованию по Центральному Федеральному округу; Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ: акционерное общество холдинговая компания "Якутуголь" (далее - АО ХК "Якутуголь", общество, заявитель) является владельцем лицензий на право пользования недрами от 05 августа 2011 г. серии ЯКУ N 03034 ТЭ и от 29 февраля 2012 г. серии ЯКУ N 03153 ТЭ с целевым назначением и видами работ разведка и добыча железных руд на месторождении Пионерское и Сиваглинское на территории муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) в пределах Сиваглинской группы месторождений Южно-Алданского железорудного месторождения (далее - Сиваглинское месторождение) и на водоразделе рек Сивагли и Хатыми (бассейн р. Хатыми. левого притока р. Тимптон) (далее - Пионерное месторождение), выданных Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия), сроком окончания действия до 10 августа 2031 г. и 01 марта 2022 г. соответственно.
12 декабря 2019 г. Федеральным агентством по недропользованию (далее - Роснедра) изданы приказы N 533 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03153 ТЭ" и N 534 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03034 ТЭ" (далее - приказы), которыми досрочно прекращены права пользования недрами, предоставленные АО ХК "Якутуголь" лицензиями ЯКУ 03153 ТЭ и ЯКУ 03034 ТЭ на основании пунктов 2 и 3 части 2 статьи 20 и статьи 21 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Считая свои права нарушенными, АО ХК "Якутуголь" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Роснедра о признании указанных приказов недействительными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по недропользованию по Центральному Федеральному округу и Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными приказы Роснедр от 12 декабря 2019 г. N 533 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03153 ТЭ" и N 534 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03034 ТЭ". Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Роснедра просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушение обществом существенных условий лицензии, установленных в разделе 3 Условий пользования недрами по лицензиям ЯКУ 03034 ТЭ и ЯКУ 03153 ТЭ.
В отзыве на кассационную жалобу АО ХК "Якутуголь" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Роснедра поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО ХК "Якутуголь" против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
15 апреля 2021 г. от представителя Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) через систему подачи документов my.arbitr.ru поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Статьей 20 Закона о недрах предусмотрены основания для прекращения права пользования недрами.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами:
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации;
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Статьей 21 Закона о недрах установлен порядок досрочного прекращения права пользования недрами, согласно которому в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Порядок принятия уполномоченным органом решений о досрочном прекращении права пользования участками недр установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 (далее - Административный регламент).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемых приказов, поскольку заявителем допустимыми способами совершались возможные и зависящие от него действия для надлежащего исполнения условий лицензионного соглашения.
Выводы судов основаны на следующем.
13 июля 2018 г. обществом были получены уведомления Роснсдра от 05 июля 2018 г. (далее - уведомления) о допущенных АО ХК "Якутуголь" нарушениях условий пользования недрами, согласно которым Комиссией по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования недрами были выявлены допущенные обществом нарушения пунктов 3.1.1. (в). 3.1.1. (г), 3.1.1. (с) лицензии ЯКУ 03153 ТЭ и пунктов 3.1. (в). 3.1. (г). 3.1. (е) лицензии ЯКУ 03034 ТЭ. (протокол от 26 июня 2018 г. N СА-04-56-10-д).
Срок устранения допущенных нарушений составлял 12 месяцев с момента получения обществом данных уведомлений.
В период с 26 июля 2019 г. по 12 августа 2019 г. Управлением Росприроднадзора по РС (Я) была проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО ХК "Якутуголь", в ходе проведения которой был установлен факт выполнения обществом работ по исполнению ранее выданных уведомлений, в частности было установлено, что общество устранило нарушение пункта 3.1.1. (в) лицензии ЯКУ 03153 ТЭ и пункта 3.1. (в) лицензии ЯКУ 03034 ТЭ.
По результатам проверки был составлен акт от 12 августа 2019 г. N 11-ПТ.
29 января 2020 г. было проведено пленарное заседание экспертной комиссии, по результатам которой Роснедрами был утвержден протокол от 06 февраля 2020 г. N 480-к, в соответствии с которым утверждено заключение государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию разведочных кондиций для подсчета запасов Пионерского и Сиваглинского месторождений.
Таким образом, комиссия Роснедр, сославшись на ранее выданные обществу лицензии, подтвердила выполнение АО ХК "Якутуголь" пункта 3.1.1. (в) лицензии ЯКУ 03153 ТЭ и пункта 3.1. (в) лицензии ЯКУ 03034 ТЭ.
Так, заявителем был нарушен пункт 3.1.1 лицензионных условий в части следующих подпунктов: в) завершение разведки на Лицензионном участке и представление подготовленного геологического отчета и ТЭО постоянных разведочных кондиций с подсчетом запасов железных руд на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее 01 марта 2015 г.; г) подготовка, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта освоения Лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами не позднее 01 марта 2016 г., при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз; е) ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия не позднее 01 ноября 2017 г. и пункт 3.1 лицензионных условий в части следующих подпунктов: в) не позднее 10 августа 2014 г. завершение разведочных работ на Лицензионном участке и представление подготовленного геологического отчета и ТЭО постоянных разведочных кондиций с подсчетом запасов железных руд по категориям С1 и С2 на государственную экспертизу запасов, при этом минимальный годовой объем работ должен составить: - бурение скважин - 5 000 м; г) не позднее 10 августа 2015 г. подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта освоения Лицензионного участка на 5 площадях с утвержденными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз; а) не позднее 10 апреля 2017 г. ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия.
В период с 2012 по 2015 годы на Сиваглинском и Пионерском месторождениях обществом был проведен комплекс геологоразведочных работ с сопутствующими опробовательскими, геолого-геофизическими, геохимическими, гидрогеологическими, инженерно-геологическими, топографо-геодезическими, лабораторными и камеральными работами, технологическими исследованиями.
В 2015 году составлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных разведочных кондиций.
В 2016 году проведена государственная экспертиза материалов ТЭО (протокол ТКЗ Якутнедра от 16 сентября 2016 г. N 447), при этом параметры кондиций не были утверждены, а рекомендовано было выполнить изучение попутных компонентов, рассмотреть варианты повышения производственной мощности и других технических и экономических решений, обеспечивающих положительную экономическую эффективность проекта.
При отработке рекомендаций экспертизы сделан вывод, что в современных условиях невозможно получить положительную экономическую эффективность проекта из-за существующего уровня цен на железорудное сырье и высоких транспортных тарифов, в связи с чем АО ХК "Якутуголь" принято решение обратиться в ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" с целью получения консультационных услуг по вопросам определения количественных и качественных параметров подсчета железных руд Сиваглинского и Пионерского месторождений, материалы направлены в декабре 2016 года.
С марта по июнь 2017 года проведен консалтинг материалов технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций, а из ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" был получен отчет, в котором рекомендовано выполнить технико-экономическую оценку запасов и постоянных разведочных кондиций исходя из условий создания на базе Сиваглинского и Пионерского месторождений единого горнодобывающего предприятия с единым обогатительным комплексом и инфраструктурой.
В ноябре 2017 года с целью утвердить геологический отчет и ТЭО постоянных разведочных кондиций с подсчетом запасов железных руд на государственной экспертизе запасов полезных ископаемых АО ХК "Якутуголь" заключило с проектной организацией ООО "Мечел-Инжиниринг" (подрядчик) договор подряда от 14 ноября 2017 г. N 680 на разработку документации: "Технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов железной руды Пионерского и Сиваглинского месторождений".
Подрядчик завершил разработку ТЭО в августе 2018 года, о чем был подписан акт сдачи-приемки выполненных работ от 31 августа 2018 г. N ЯУ 6801.
В августе 2018 года материалы ТЭО направлены на рассмотрение в Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия).
В сентябре 2018 года материалы ТЭО рассмотрены научно-техническим советом Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), принято решение рекомендовать АО ХК "Якутуголь" в установленном порядке направить "Технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов железной руды Пионерского и Сиваглинского месторождений" на государственную экспертизу в ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых".
26 сентября 2018 г. АО ХК "Якутуголь" направило материалы по Технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов железной руды Пионерского и Сиваглинского месторождений для проведения государственной экспертизы в ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых".
09 октября 2018 г. ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" приступило к проверке комплектности материалов ТЭО с дальнейшей отправкой на регистрацию в Роснедра (заявление от 26 сентября 2018 г. N 1-11.1-06/8761 с отметкой о принятии материалов).
От Роснедр 22 октября 2018 г. материалы ТЭО поступили в ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" для проведения государственной экспертизы. Государственная экспертиза ТЭО проведена в феврале 2019 года и в марте 2019 года утвержден протокол от 15 февраля 2019 г. N 467-к.
По результатам данной экспертизы комиссией было принято решение "Воздержаться от утверждения постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов Пионерского и Сиваглинского железорудных месторождений (лицензии ЯКУ 03034 ТЭ и ЯКУ 03153 ТЭ) из-за отсутствия необходимого геологического, горно-технического, технологического и экономического обоснований".
Указанный протокол заседания комиссии от 15 февраля 2019 г. N 467-к с заключением экспертизы был получен обществом 04 июля 2019 г., что подтверждается письмом Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых от 04 июля 2019 г. исх. N 07-1/137, направленным в адрес общества.
18 сентября 2019 г. материалы ТЭО предоставлены в ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых".
01 октября 2019 г. документы и материалы ТЭО Роснедра передало в ГКЗ для проведения государственной экспертизы.
В декабре 2019 года проведено рабочее заседание, а 29 января 2020 г. проведено пленарное заседание экспертной комиссии, по результатам которой Роснедрами был утвержден протокол N 480-к, в соответствии с которым комиссия решила утвердить заключение государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию разведочных кондиций для подсчета запасов Пионерского и Сиваглинского месторождений.
Без утвержденных постоянных разведочных кондиций и запасов железных руд АО ХК "Якутуголь" не могло приступить к разработке проектной документации и промышленному освоению месторождения, в связи с чем не имело возможности исправить оставшиеся нарушения пунктов 3.1.1. (г) и (с) лицензии ЯКУ 03153 ТЭ и пунктов 3.1. (г) и (е) лицензий ЯКУ 03034 ТЭ.
Таким образом, с момента получения лицензий общество вело постоянную работу по освоению указанных выше месторождений, тем самым пытаясь выполнить условия лицензий ЯКУ 03153 ТЭ и ЯКУ 03034 ТЭ.
На момент принятия оспариваемых приказов АО ХК "Якутуголь" находилось в процессе устранения нарушений, указанных в уведомлениях, в связи с чем Роснедра, фактически досрочно прекратив права пользования недрами, нарушило права АО ХК "Якутуголь" в сфере экономической деятельности, поскольку обществу не была дана возможность после утверждения кондиций защитить и поставить на государственный баланс запасы, что свидетельствует о добросовестном поведении АО ХК "Якутуголь" при разработке Сиваглинского и Пионерского месторождений в полном соответствии с условиями лицензий ЯКУ 03153 ТЭ и ЯКУ 03034 ТЭ.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу, что применение в отношении общества такой крайней меры административного принуждения как досрочное прекращение права пользования недрами является чрезмерным, не соответствующим требованиям справедливости и соразмерности ограничения прав недропользователя.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании представленных в дело доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 г. по делу N А40-74919/20-2-383 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по недропользованию - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 21 Закона о недрах установлен порядок досрочного прекращения права пользования недрами, согласно которому в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Порядок принятия уполномоченным органом решений о досрочном прекращении права пользования участками недр установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 (далее - Административный регламент)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 мая 2021 г. N Ф05-6608/21 по делу N А40-74919/2020