г. Москва |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А40-78677/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Стрельникова А.И.,
судей Бочаровой Н.Н., Дзюбы Д.И.,
при участии в судебном заседании:
от истца: никто не явился, извещен;
от ответчиков: 1. АО "Росэлторг" - Игошкина Э.Р., дов. N 283 от 17.08.2020 г.; 2. ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта - Фролова М.С., дов. N 02-01-21/13 от 11.01.2021 г.,
рассмотрев 11 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "КРАФТ"
на решение от 24 сентября 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 11 декабря 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по иску ООО "КРАФТ"
к АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА "РОСЭЛТОРГ",
ГКУ "ДСРЭСЗС" МОСКОМСПОРТА
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "КРАФТ" обратилось с исковым заявлением к АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА" РОСЭЛТОРГ, ГКУ "ДСРЭСЗС" МОСПКОМСПОРТА о взыскании неосновательного обогащения в размере 94.949, 08 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 сентября 2020 года в удовлетворении иска было отказано (т.2, л.д. 28-32).
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2020 года указанное решение было оставлено без изменения (т.2, л.д. 70-73).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ООО "КРАФТ" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
Представители ответчиков в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражали.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей ответчиков, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в обоснование иска указано, что ООО "КРАФТ" принимало участие в открытом конкурсе в электронной форме на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и сайте АО "ЕЭТП" (адрес электронной площадки в сети Интернет - http://www.roseltorg.ru) N 0373200068620000004, N 0373200017519001917 и N 0373200068620000003, в том числе: на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт в подведомственных учреждениях Москомспорта по адресам: г. Москва, ул. Булатниковская д.2Б, г. Москва, ул. Талалихина, д.28, стр. 4. г. Москва, ул. Удальцова, д. 54, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, г. Москва, Востряковский пр-д, д. 7А; на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: г.Москва, ул.Яблочкова,д.16; на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт в подведомственных учреждениях Москомспорта по адресам: г. Москва, ул. Воронежская, д. 13, г. Москва, ул. Николая Старостина, д. 8, г. Москва, Есенинский б-р, д.9, корп. 2, стр. 1, г. Москва, ул. Подольских Курсантов, д. 4А, г. Москва, б-р Дмитрия Донского, д. 9А, МО. Чеховский район, дер. Кузьмино-Фильчаково, ул. Спортивная, д.1,стр. 1, г. Зеленоград, к.360. Истец осуществил перечисление денежных средств в качестве обеспечения в размере 93.578 рублей 27 коп. по заявке N 0373200068620000004 согласно платёжному поручению от 23.03.2020 N 511426 в пользу заказчика - ГКУ "ДЭСЗС" МОСКОМСПОРТА. Согласно протоколам закупочной комиссии заказчика от 12.02.2020, от 13.02.2020 и от 19.02.2020, заявки истца по закупкам: N 0373200017519001917, N 0373200068620000003 и N 0373200068620000004 отклонены со ссылкой на п. 1 ч. 4 ст. 54.7 Закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи с не предоставлением документов и информации, предусмотренных п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4, названного выше закона, либо несоответствие указанных документов и информации требованиям конкурсной документации, в связи с чем заявки истца были признаны несоответствующими требованиям, предусмотренным закупочной документации. В связи с тем, что заявки истца были отклонены закупочной комиссией по вышеуказанным основаниям (отклонение заявок не было признано незаконным в предусмотренном законом порядке) и в связи с тем, что истец осуществлял перечисление денежных средств в размере 93.578 рублей 27 коп. по платежному поручению от 23.03.2020 N 511426 в пользу заказчика - ГКУ "ДЭСЗС" МОСКОМСПОРТА, которые не были возвращены ответчиками, истец обратился с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 1102 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", правомерно исходил из следующего.
Так, 19.01.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и сайте АО "ЕЭТП" (адрес электронной площадки в сети Интернет - http://www.roseltorg.ru), в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт в подведомственных учреждениях Москомспорта по адресам: г. Москва, ул. Булатниковская д.2Б, г. Москва, ул. Талалихина, д.28, стр. 4. г. Москва, ул. Удальцова, д. 54, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, г. Москва, Востряковский пр-д, д. 7А (реестровый номер 0373200068620000004). Начальная (максимальная) цена контракта: 9.357.826 рублей 80 коп. Размер обеспечения заявок участников: 93.578 рублей 27 коп. (1% от НМЦК). 10.02.2020 денежные средства в размере обеспечения заявки были блокированы. Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок от 10.02.2020, на участие в конкурсе было подано 4 заявки, с идентификационными номерами: 1, 2, 3, 4 (ООО "Крафт"), каждая из которых была допущена и признана участником закупки. Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 19.02.2020 заявка ООО "Крафт" была признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям конкурсной документации. По стоянию на 22.06.2020 статус процедуры - "Архив: процедура состоялась, контракт заключен". Вместе с тем, в спорный (рассматриваемый) период времени, ООО "Крафт" принимало участие в иных электронных процедурах, по итогам участия в которых заявка истца также была признана несоответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и требованиям конкурсной документации (истцом не оспаривается), а именно: 0373200017519001917, 0373200068620000003: Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: г.Москва, ул.Яблочкова,д.16" (реестровый номер 0373200017519001917). Начальная (максимальная) цена контракта: 5.198.000 рублей 00 коп. Размер обеспечения заявок участников: 51.980 рублей 00 коп. (1% от НМЦК). Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 12.02.2020 заявка ООО "Крафт" была признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям конкурсной документации. По состоянию на 22.06.2020 статус процедуры - "Архив: процедура состоялась, контракт заключен". Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт в подведомственных учреждениях Москомспорта по адресам: г. Москва, ул. Воронежская, д. 13, г. Москва, ул. Николая Старостина, д. 8, г. Москва, Есенинский б-р, д.9, корп. 2, стр. 1, г. Москва, ул. Подольских Курсантов, д. 4А, г. Москва, б-р Дмитрия Донского, д. 9А, МО. Чеховский район, дер. Кузьмино-Фильчаково, ул. Спортивная, д.1,стр. 1, г. Зеленоград, к.360" (реестровый номер 0373200068620000003). Начальная (максимальная) цена контракта: 8.828.634 рублей 02 коп. Размер обеспечения заявок участников: 88.286 рублей 34 коп. (1% от НМЦК). Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 13.02.2020 заявка ООО "Крафт" также была признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям конкурсной документации. По состоянию на 22.06.2020 статус процедуры - "Архив: процедура состоялась, контракт заключен". Таким образом, на электронной площадке АО "ЕЭТП" в отношении вторых частей заявок ООО "Крафт" конкурсными комиссиями заказчика были приняты решения о несоответствии заявок истца требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации с реестровыми номерами 0373200017519001917, 0373200068620000003, 0373200068620000004. Вышеуказанные протоколы о несоответствии заявок истца были размещены на электронной площадке АО "ЕЭТП" в следующие даты и время: 1) 0373200017519001917 - 12.02.2020 15:40; 2) 0373200068620000003 - 13.02.2020 18:29; 3) 0373200068620000004 - 19.02.2020 14:03. Истец осуществил перечисление денежных средств в качестве обеспечения в размере 93.578 рублей 27 коп. по заявке N 0373200068620000004 согласно платёжному поручению от 23.03.2020 N 511426 в пользу заказчика - ГКУ "ДЭСЗС" МОСКОМСПОРТА. Согласно п.18 ст.44 Закона N 44-ФЗ, обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 настоящей статьи, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 настоящего Федерального закона. В соответствии с п.19 ст. Закона N 44-ФЗ, подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки. В свою очередь, согласно п.20 ст.44 Закона N 44-ФЗ, в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. Согласно ч.27 ст.44 Закона N 44-ФЗ, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7, пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 настоящего Федерального закона, то денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона. При этом оператор электронной площадки направляет в банк информацию о таком участнике закупки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении каждой третьей заявки протокола, указанного в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации осуществляет предусмотренное настоящей частью перечисление денежных средств, о чем в течение одного часа уведомляет участника закупки. Положения ч. 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ содержат исчерпывающий перечень условий, наличие которых, в совокупности, является основанием для совершения действий по блокированию денежных средств, а именно: 1) в течение одного квартала календарного года; 2) на одной электронной площадке; 3) наличие решений о признании трех и более заявок одного участника несоответствующими требованиями аукционной документации. Специфика электронных аукционов предполагает совершение большинства действий при помощи технических средств оператора электронной площадки, в автоматическом режиме, в том числе направление информации об участнике закупок в банк, во исполнение ч.27 ст.44 Закона N 44-ФЗ. При этом, технические средства оператора электронной площадки настраиваются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (действия системы электронной площадки обуславливается алгоритмом действий, настроенным в строгом соответствии с нормами закона). Вместе с тем, Закон N 44-ФЗ непосредственно указывает на автоматический режим действий электронной площадки, предусматривая под электронной площадкой - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные процедуры, а оператором электронной площадки - юридическое лицо, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивающее проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ч. 27 ст.44 Закона N 44-ФЗ не содержала и не содержит указаний о необходимости оператору электронной площадки применять иной порядок действий, отличный от установленного статьей. Размещение аукционной комиссией на электронной площадке третьего по счету в течение одного квартала решения о несоответствии второй части заявки на участие в электронном аукционе безальтернативно обязывает оператора электронной площадки перечислить заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки (часть 27 статьи 44 Закона N 14-ФЗ). Кроме того, оператор электронной площадки является техническим исполнителем мероприятий электронного аукциона при размещении аукционной комиссией на электронной площадке третьего по счету решения, подпадающего под признаки ч.27 ст.44 Закона N 14- ФЗ. Оператор электронной площадки (на данный момент, в связи с изменениями - Банк), в соответствии с ч.27 ст.44 Закона N 14-ФЗ, обязан на основании поступившей от оператора электронной площадки информации перечислить денежные средства на счет заказчика, что и было им сделано. Оператор электронной площадки не вправе оценивать характер допущенного нарушения, в том числе на предмет его однотипности и, как следствие, кратности (Определению Верховного суда РФ N305-ЭС18-13521 от 21.01.2019).
Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные положения Закона N 44-ФЗ и конкретные обстоятельства настоящего дела, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу об отказе в иске к оператору электронной площадки - АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА" РОСЭЛТОРГ.
В то же время из материалов дела усматривается, что 23.03.2020 спорные денежные средства были правомерно списаны в пользу заказчика - ГКУ "ДЭСЗС" МОСКОМСПОРТА, в соответствии с требованиями законодательства РФ - ч.27 ст.44 Закона N 14-ФЗ, исходя из следующего. Согласно ч.ч. 1-3 ст.54.7 Закона N 44-ФЗ, в течение одного часа с момента формирования протокола, предусмотренного частью 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. Срок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не может превышать три рабочих дня, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, указанный срок не может превышать один рабочий день с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в таком конкурсе. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства этот срок не может превышать пять рабочих дней с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме независимо от начальной (максимальной) цены контракта. Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. В соответствии с п. 1 ч. 4 названной выше статьи, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в том числе в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией. При этом, оценивая систематичность нарушений и решая вопрос о допустимости перечисления суммы обеспечения заявки заказчику, необходимо учитывать характер допущенных нарушений при подаче заявок, их тождественность, возможность участника восполнить недостатки уже поданных заявок ввиду признания их не соответствующими требованиям аукционной документации. Одним из необходимых условий для перечисления оператором электронной площадки заказчику денежных средств, внесенных участником в качестве обеспечения последней заявки в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе, является систематичность допущенных им нарушений при подаче трех заявок на участие в электронном аукционе. При определении количества заявок, поданных одним участником торгов на одной электронной площадке в течение одного квартала, и решении вопроса о систематичности допущенных им нарушений не имеет значения количество заказчиков, на извещения которых поданы заявки. Из содержания части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе не следует, что отклонение трех заявок, поданных одним участником, должно быть произведено одной аукционной комиссией, или в отношении извещений одного заказчика. Перечисление денежных средств в качестве обеспечения преследует публично-правовую цель поддержания дисциплины участников закупок, их стимулирования к надлежащему исполнению требований законодательства о контрактной системе. Вместе с тем, приведенные истцом положения ч.28 ст.44 Закона N 44-ФЗ не относятся к рассматриваемому предмету спору ввиду того, что спорные денежные средства истца были заблокированы на основании требований ч.27 ст.44 Закона N 44-ФЗ, что в данном случае является штрафной санкцией для истца, за трехкратное отклонение поданных заявок в течение одного квартала на одной электронной площадке, когда, напротив, ч.28 ст.44 Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ действует при "благоприятном поведении" участника закупки.
Таким образом, суд в обжалуемых актах, по мнению кассационной коллегии, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку удержание ГКУ "ДСРЭСЗС" МОСПКОМСПОРТА спорной денежной суммы основаны на положениях ч.27 ст.44 Закона N 44-ФЗ и представляет собой штрафную санкцию за трехкратное отклонение поданных истцом заявок в течение одного квартала на одной электронной площадке. Кроме того, обоснованность отклонения соответствующих заявок была установлена в ходе рассмотрения спора и не опровергнута истцом, и, соответственно, денежные средства в размере 94.949, 08 руб. не могут быть признаны неосновательным обогащением ответчиков, а поэтому в иске было правомерно отказано, с чем в настоящее время согласна и кассационная коллегия. При этом иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, а поэтому кассационная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, аналогичные доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 сентября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2020 года по делу N А40-78677/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в обоснование иска указано, что ООО "КРАФТ" принимало участие в открытом конкурсе в электронной форме на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и сайте АО "ЕЭТП" (адрес электронной площадки в сети Интернет - http://www.roseltorg.ru) N 0373200068620000004, N 0373200017519001917 и N 0373200068620000003, в том числе: на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт в подведомственных учреждениях Москомспорта по адресам: г. Москва, ул. Булатниковская д.2Б, г. Москва, ул. Талалихина, д.28, стр. 4. г. Москва, ул. Удальцова, д. 54, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, г. Москва, Востряковский пр-д, д. 7А; на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: г.Москва, ул.Яблочкова,д.16; на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт в подведомственных учреждениях Москомспорта по адресам: г. Москва, ул. Воронежская, д. 13, г. Москва, ул. Николая Старостина, д. 8, г. Москва, Есенинский б-р, д.9, корп. 2, стр. 1, г. Москва, ул. Подольских Курсантов, д. 4А, г. Москва, б-р Дмитрия Донского, д. 9А, МО. Чеховский район, дер. Кузьмино-Фильчаково, ул. Спортивная, д.1,стр. 1, г. Зеленоград, к.360. Истец осуществил перечисление денежных средств в качестве обеспечения в размере 93.578 рублей 27 коп. по заявке N 0373200068620000004 согласно платёжному поручению от 23.03.2020 N 511426 в пользу заказчика - ГКУ "ДЭСЗС" МОСКОМСПОРТА. Согласно протоколам закупочной комиссии заказчика от 12.02.2020, от 13.02.2020 и от 19.02.2020, заявки истца по закупкам: N 0373200017519001917, N 0373200068620000003 и N 0373200068620000004 отклонены со ссылкой на п. 1 ч. 4 ст. 54.7 Закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи с не предоставлением документов и информации, предусмотренных п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4, названного выше закона, либо несоответствие указанных документов и информации требованиям конкурсной документации, в связи с чем заявки истца были признаны несоответствующими требованиям, предусмотренным закупочной документации. В связи с тем, что заявки истца были отклонены закупочной комиссией по вышеуказанным основаниям (отклонение заявок не было признано незаконным в предусмотренном законом порядке) и в связи с тем, что истец осуществлял перечисление денежных средств в размере 93.578 рублей 27 коп. по платежному поручению от 23.03.2020 N 511426 в пользу заказчика - ГКУ "ДЭСЗС" МОСКОМСПОРТА, которые не были возвращены ответчиками, истец обратился с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 1102 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", правомерно исходил из следующего.
Так, 19.01.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и сайте АО "ЕЭТП" (адрес электронной площадки в сети Интернет - http://www.roseltorg.ru), в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт в подведомственных учреждениях Москомспорта по адресам: г. Москва, ул. Булатниковская д.2Б, г. Москва, ул. Талалихина, д.28, стр. 4. г. Москва, ул. Удальцова, д. 54, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, г. Москва, Востряковский пр-д, д. 7А (реестровый номер 0373200068620000004). Начальная (максимальная) цена контракта: 9.357.826 рублей 80 коп. Размер обеспечения заявок участников: 93.578 рублей 27 коп. (1% от НМЦК). 10.02.2020 денежные средства в размере обеспечения заявки были блокированы. Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок от 10.02.2020, на участие в конкурсе было подано 4 заявки, с идентификационными номерами: 1, 2, 3, 4 (ООО "Крафт"), каждая из которых была допущена и признана участником закупки. Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 19.02.2020 заявка ООО "Крафт" была признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям конкурсной документации. По стоянию на 22.06.2020 статус процедуры - "Архив: процедура состоялась, контракт заключен". Вместе с тем, в спорный (рассматриваемый) период времени, ООО "Крафт" принимало участие в иных электронных процедурах, по итогам участия в которых заявка истца также была признана несоответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и требованиям конкурсной документации (истцом не оспаривается), а именно: 0373200017519001917, 0373200068620000003: Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: г.Москва, ул.Яблочкова,д.16" (реестровый номер 0373200017519001917). Начальная (максимальная) цена контракта: 5.198.000 рублей 00 коп. Размер обеспечения заявок участников: 51.980 рублей 00 коп. (1% от НМЦК). Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 12.02.2020 заявка ООО "Крафт" была признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям конкурсной документации. По состоянию на 22.06.2020 статус процедуры - "Архив: процедура состоялась, контракт заключен". Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт в подведомственных учреждениях Москомспорта по адресам: г. Москва, ул. Воронежская, д. 13, г. Москва, ул. Николая Старостина, д. 8, г. Москва, Есенинский б-р, д.9, корп. 2, стр. 1, г. Москва, ул. Подольских Курсантов, д. 4А, г. Москва, б-р Дмитрия Донского, д. 9А, МО. Чеховский район, дер. Кузьмино-Фильчаково, ул. Спортивная, д.1,стр. 1, г. Зеленоград, к.360" (реестровый номер 0373200068620000003). Начальная (максимальная) цена контракта: 8.828.634 рублей 02 коп. Размер обеспечения заявок участников: 88.286 рублей 34 коп. (1% от НМЦК). Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 13.02.2020 заявка ООО "Крафт" также была признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям конкурсной документации. По состоянию на 22.06.2020 статус процедуры - "Архив: процедура состоялась, контракт заключен". Таким образом, на электронной площадке АО "ЕЭТП" в отношении вторых частей заявок ООО "Крафт" конкурсными комиссиями заказчика были приняты решения о несоответствии заявок истца требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации с реестровыми номерами 0373200017519001917, 0373200068620000003, 0373200068620000004. Вышеуказанные протоколы о несоответствии заявок истца были размещены на электронной площадке АО "ЕЭТП" в следующие даты и время: 1) 0373200017519001917 - 12.02.2020 15:40; 2) 0373200068620000003 - 13.02.2020 18:29; 3) 0373200068620000004 - 19.02.2020 14:03. Истец осуществил перечисление денежных средств в качестве обеспечения в размере 93.578 рублей 27 коп. по заявке N 0373200068620000004 согласно платёжному поручению от 23.03.2020 N 511426 в пользу заказчика - ГКУ "ДЭСЗС" МОСКОМСПОРТА. Согласно п.18 ст.44 Закона N 44-ФЗ, обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 настоящей статьи, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 настоящего Федерального закона. В соответствии с п.19 ст. Закона N 44-ФЗ, подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки. В свою очередь, согласно п.20 ст.44 Закона N 44-ФЗ, в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. Согласно ч.27 ст.44 Закона N 44-ФЗ, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7, пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 настоящего Федерального закона, то денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона. При этом оператор электронной площадки направляет в банк информацию о таком участнике закупки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении каждой третьей заявки протокола, указанного в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации осуществляет предусмотренное настоящей частью перечисление денежных средств, о чем в течение одного часа уведомляет участника закупки. Положения ч. 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ содержат исчерпывающий перечень условий, наличие которых, в совокупности, является основанием для совершения действий по блокированию денежных средств, а именно: 1) в течение одного квартала календарного года; 2) на одной электронной площадке; 3) наличие решений о признании трех и более заявок одного участника несоответствующими требованиями аукционной документации. Специфика электронных аукционов предполагает совершение большинства действий при помощи технических средств оператора электронной площадки, в автоматическом режиме, в том числе направление информации об участнике закупок в банк, во исполнение ч.27 ст.44 Закона N 44-ФЗ. При этом, технические средства оператора электронной площадки настраиваются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (действия системы электронной площадки обуславливается алгоритмом действий, настроенным в строгом соответствии с нормами закона). Вместе с тем, Закон N 44-ФЗ непосредственно указывает на автоматический режим действий электронной площадки, предусматривая под электронной площадкой - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные процедуры, а оператором электронной площадки - юридическое лицо, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивающее проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ч. 27 ст.44 Закона N 44-ФЗ не содержала и не содержит указаний о необходимости оператору электронной площадки применять иной порядок действий, отличный от установленного статьей. Размещение аукционной комиссией на электронной площадке третьего по счету в течение одного квартала решения о несоответствии второй части заявки на участие в электронном аукционе безальтернативно обязывает оператора электронной площадки перечислить заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки (часть 27 статьи 44 Закона N 14-ФЗ). Кроме того, оператор электронной площадки является техническим исполнителем мероприятий электронного аукциона при размещении аукционной комиссией на электронной площадке третьего по счету решения, подпадающего под признаки ч.27 ст.44 Закона N 14- ФЗ. Оператор электронной площадки (на данный момент, в связи с изменениями - Банк), в соответствии с ч.27 ст.44 Закона N 14-ФЗ, обязан на основании поступившей от оператора электронной площадки информации перечислить денежные средства на счет заказчика, что и было им сделано. Оператор электронной площадки не вправе оценивать характер допущенного нарушения, в том числе на предмет его однотипности и, как следствие, кратности (Определению Верховного суда РФ N305-ЭС18-13521 от 21.01.2019).
Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные положения Закона N 44-ФЗ и конкретные обстоятельства настоящего дела, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу об отказе в иске к оператору электронной площадки - АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА" РОСЭЛТОРГ.
В то же время из материалов дела усматривается, что 23.03.2020 спорные денежные средства были правомерно списаны в пользу заказчика - ГКУ "ДЭСЗС" МОСКОМСПОРТА, в соответствии с требованиями законодательства РФ - ч.27 ст.44 Закона N 14-ФЗ, исходя из следующего. Согласно ч.ч. 1-3 ст.54.7 Закона N 44-ФЗ, в течение одного часа с момента формирования протокола, предусмотренного частью 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. Срок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не может превышать три рабочих дня, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, указанный срок не может превышать один рабочий день с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в таком конкурсе. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства этот срок не может превышать пять рабочих дней с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме независимо от начальной (максимальной) цены контракта. Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. В соответствии с п. 1 ч. 4 названной выше статьи, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в том числе в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией. При этом, оценивая систематичность нарушений и решая вопрос о допустимости перечисления суммы обеспечения заявки заказчику, необходимо учитывать характер допущенных нарушений при подаче заявок, их тождественность, возможность участника восполнить недостатки уже поданных заявок ввиду признания их не соответствующими требованиям аукционной документации. Одним из необходимых условий для перечисления оператором электронной площадки заказчику денежных средств, внесенных участником в качестве обеспечения последней заявки в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе, является систематичность допущенных им нарушений при подаче трех заявок на участие в электронном аукционе. При определении количества заявок, поданных одним участником торгов на одной электронной площадке в течение одного квартала, и решении вопроса о систематичности допущенных им нарушений не имеет значения количество заказчиков, на извещения которых поданы заявки. Из содержания части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе не следует, что отклонение трех заявок, поданных одним участником, должно быть произведено одной аукционной комиссией, или в отношении извещений одного заказчика. Перечисление денежных средств в качестве обеспечения преследует публично-правовую цель поддержания дисциплины участников закупок, их стимулирования к надлежащему исполнению требований законодательства о контрактной системе. Вместе с тем, приведенные истцом положения ч.28 ст.44 Закона N 44-ФЗ не относятся к рассматриваемому предмету спору ввиду того, что спорные денежные средства истца были заблокированы на основании требований ч.27 ст.44 Закона N 44-ФЗ, что в данном случае является штрафной санкцией для истца, за трехкратное отклонение поданных заявок в течение одного квартала на одной электронной площадке, когда, напротив, ч.28 ст.44 Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ действует при "благоприятном поведении" участника закупки.
Таким образом, суд в обжалуемых актах, по мнению кассационной коллегии, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку удержание ГКУ "ДСРЭСЗС" МОСПКОМСПОРТА спорной денежной суммы основаны на положениях ч.27 ст.44 Закона N 44-ФЗ и представляет собой штрафную санкцию за трехкратное отклонение поданных истцом заявок в течение одного квартала на одной электронной площадке. Кроме того, обоснованность отклонения соответствующих заявок была установлена в ходе рассмотрения спора и не опровергнута истцом, и, соответственно, денежные средства в размере 94.949, 08 руб. не могут быть признаны неосновательным обогащением ответчиков, а поэтому в иске было правомерно отказано, с чем в настоящее время согласна и кассационная коллегия. При этом иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, а поэтому кассационная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2021 г. N Ф05-5464/21 по делу N А40-78677/2020