г. Москва |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А41-42739/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев 13 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 23.10.2020,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021
по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Пушкинский отдел Управления Росреестра по Московской области
третье лицо: ООО "Нефрит"
о признании незаконным решение,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным решения Управления от 25.06.2020 N КУВД-001/2020-6730929/1 и обязании Управления снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:13:0020314:160.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует ООО "Нефрит".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.10.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права, и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных к Управлению требований.
В кассационной жалобе Управление со ссылками на положения пунктов 1, 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона о регистрации, указывает, что земельный участок, в отношении которого предъявлено заявление о снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым, в связи с чем, не подлежит снятию с такого учета.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Отзывы на кассационную жалобу Управления, Заявителем и третьим лицом в материалы дела не представлены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.04.2004 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:13:0020314:160, категория земель: земли сельскохозяйственного производства, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, сенокосы, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Государственная регистрация права собственности, обременений в отношении указанного земельного участка не произведена.
Комитет обратился в Управление с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020314:160.
Решением от 25.06.2020 N КУВД-001/2020-6730929/1 Управление приостановило регистрационные действия со ссылкой на то, что земельный участок не является преобразуемым, основания для снятия его с кадастрового учета отсутствуют.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, установив, что в данном случае согласно выписке из ЕГРН спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 01.11.2004 года, право собственности, обременения на него не зарегистрированы, на земельном участке отсутствуют строения, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения (в том числе Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказав осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, разъяснения, данные в Письме Минэкономразвития России от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1484 "О рассмотрении обращения", пришли к выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа заявителю в снятии с кадастрового учета спорного земельного участка.
Соглашаясь с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции исходит из соответствия установленных судами фактических обстоятельств имеющимся в деле доказательствам и правильного применения относительно установленных обстоятельств норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с 01.01.2017 - Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), нормами которого урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации, в том числе государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону.
Земельный участок, как объект недвижимости, участвующий в гражданском обороте, в силу положений статей 130, 131 ГК РФ, статьи 6 ЗК РФ, части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, подлежит государственному кадастровому учету недвижимого имущества с внесением сведений о нем в ЕГРН, состоящий, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости).
В случае, если объект недвижимости прекратил существование в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета (пункт 7 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
При этом порядок снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется по основаниям, предусмотренным Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
В этой связи суды, оценив согласно статье 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи и установив, что спорный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществлен до 01.03.2008, в едином государственном реестре отсутствуют сведения о правообладателях спорного земельного участка, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для исключения из ЕГРН сведений о земельном участке, снятия земельного участка с кадастрового учета.
Исходя из указанного, отклоняются доводы кассационной жалобы управления об отсутствии основания для снятия земельного участка с кадастрового учета
Иное толкование заявителем норм материального и процессуального права, а равно иная оценка представленных в материалы дела документов не является предусмотренным положениями статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.10.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А41-42739/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Земельный участок, как объект недвижимости, участвующий в гражданском обороте, в силу положений статей 130, 131 ГК РФ, статьи 6 ЗК РФ, части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, подлежит государственному кадастровому учету недвижимого имущества с внесением сведений о нем в ЕГРН, состоящий, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости).
В случае, если объект недвижимости прекратил существование в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета (пункт 7 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
При этом порядок снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется по основаниям, предусмотренным Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2021 г. N Ф05-10156/21 по делу N А41-42739/2020