город Москва |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А40-188157/20-21-1311 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Кемдел": Морозовой А.Ю. (дов. N 1401/1-10-01/45 от 12.02.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной оперативной таможни: Блинова И.С. (дов. N 81-19/402 от 28.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной таможенной службы: Блинова И.С. (дов. N 81-19/394 от 28.12.2020 г.);
рассмотрев 18 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Кемдел"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2021 г.
по делу N А40-188157/20-21-1311
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кемдел"
к Центральной оперативной таможне, Федеральной таможенной службе
о признании незаконными постановления по делу об административном правонарушении N 10119000-26/2020 от 19 июля 2020 г. и решения по жалобе на постановление по делу об административном нарушении N 10000000/115ю97А от 09 сентября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: 26 февраля 2019 г. на основании договора поставки от 29 июня 2018 г. N КД-5/28/18, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Кемдел" (далее - ООО "Кемдел", общество, заявитель) и иностранным унитарным предприятием "ВИК-здоровье животных" (Республика Беларусь), общество осуществило вывоз из Российской Федерации на территорию Республики Беларусь товара - пропиленгликоль (производство Китай, количество 10 320 кг, стоимость 1 290 000 руб.), классифицируемого в подсубпозиции 2905 32 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
13 октября 2019 г. заявителем через личный кабинет портала ФТС России была подана статистическая форма учета на указанный товар.
До убытия с территории Российской Федерации товар обществом задекларирован не был.
Декларация на товары (далее - ДТ) N 10013160/041219/0523160 подана ООО "Кемдел" на Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) Московской областной таможни 04 декабря 2019 г.
На основании полученных данных 06 мая 2020 г. Центральной оперативной таможней в отношении ООО "Кемдел" составлен протокол об административном правонарушении N 10119000-26/2020.
19 июня 2020 г. Центральной оперативной таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10119000-26/2020, которым ООО "Кемдел" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 645 000 руб. 00 коп.
Решением Федеральной таможенной службы N 10000000/115ю97А от 09 сентября 2020 г. постановление Центральной оперативной таможни от 19 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении N 10119000-26/2020 в отношении ООО "Кемдел" оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Считая указанные постановление и решение незаконными, ООО "Кемдел" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной оперативной таможни и Федеральной таможенной службе об их отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Кемдел" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения, поскольку код ТН ВЭД ЕАЭС 2905 32 000 0 исключен российским законодателем из перечня товаров, подлежащих декларированию при вывозе из страны ЕАЭС в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2015 г. N 1329, действующего на дату поставки пропиленгликоля в Республику Беларусь, общество подготовило и направило статистическую форму учета перемещения товаров в адрес таможенного органа.
В отзывах на кассационную жалобу Центральная оперативная таможня и Федеральная таможенная служба просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Кемдел" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Центральной оперативной таможни и Федеральной таможенной службы против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку ООО "Кемдел" не задекларировало товар, подлежащий декларированию.
Оценивая доводы о наличии вины в совершении административного правонарушения, суды указали на то, что общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего таможенного законодательства.
Между тем, судами не учтено следующее.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) устанавливает, что в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
Из части 2 статьи 278 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) следует, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о таможенном регулировании товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС и положениями главы 15 Закона о таможенном регулировании при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры либо при таможенном декларировании без помещения под таможенную процедуру в случаях, определенных ТК ЕАЭС.
Согласно части 2 статьи 95 Закона о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также осуществляется таможенное декларирование товаров.
Как следует из подпункта 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Пунктом 3 статьи 1.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г. (далее - Соглашение) предусмотрено, что в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.
Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ).
Ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров установлена в статье 19.7.13 КоАП РФ.
При этом в письме Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) от 07 мая 2020 г. N 01-10/24518 разъяснено, что в целях обеспечения единообразного подхода при совершении таможенных операций в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Беларусь, до внесения изменений в пункт 3 статьи 1.1 Соглашения таможенному декларированию путем подачи декларации на товары подлежат товары, классифицируемые в товарных позициях 2706 00 000 0, 2707, 2709 00 - 2715 00 000 0, 2901, 2902 ТН ВЭД ЕАЭС. В случае вывоза из Российской Федерации в Республику Беларусь иных товаров, классифицируемых в 27 и 29 группах ТН ВЭД ЕАЭС, требуется предоставление в таможенные органы Российской Федерации статистических форм учета перемещения товаров в соответствии со статьей 278 Закона о таможенном регулировании и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2015 г. N 1329.
Таким образом, общедоступное (вследствие размещения в справочно-правовых системах) и не отмененное по настоящее время письмо ФТС России от 07 мая 2020 г. N 01-10/24518 не исключает такого толкования, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию Республики Беларусь товара "пропиленгликоль", классифицируемого в товарной позиции 2905 32 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, требуется только предоставление в таможенные органы Российской Федерации статистических форм учета перемещения товаров, а не таможенное декларирование путем подачи декларации на товары. Соответственно, указанное письмо ФТС России фактически свидетельствует о наличии правовой неопределенности в вопросе о том, как именно должен оформляться вывоз товара "пропиленгликоль" в спорной ситуации.
При этом, как это следует из правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2013 г. N 5-П, вытекающее из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства требование определенности правового регулирования предполагает, что механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливает, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Как следует из правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 34-П, по смыслу названных законоположений НК РФ, акты информационно-разъяснительного характера уполномоченных органов влекут благоприятные последствия для налогоплательщика в случае, если они касаются непосредственно норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах и регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 2 НК РФ).
Сходное регулирование имеет место в таможенных правоотношениях. В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
Кроме того, как это следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2008 г. N 6-П, однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.
Соответственно, наличие разъяснения, данного неопределенному кругу лиц в письме ФТС России от 07 мая 2020 г. N 01-10/24518, является обстоятельством, исключающими вину общества в неосуществлении таможенного декларирования товара "пропиленгликоль", классифицируемого в товарной позиции 2905 32 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 302-ЭС20-10494).
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление и решение по делу об административном правонарушении N 10119000-26/2020 подлежали признанию незаконными и отмене.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2021 г. по делу N А40-188157/20-21-1311 отменить.
Признать незаконными и отменить постановление Центральной оперативной таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10119000-26/2020 от 19 июня 2020 г., решение Федеральной таможенной службы по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении N 10000000/115ю97А от 09 сентября 2020 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сходное регулирование имеет место в таможенных правоотношениях. В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
Кроме того, как это следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2008 г. N 6-П, однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.
Соответственно, наличие разъяснения, данного неопределенному кругу лиц в письме ФТС России от 07 мая 2020 г. N 01-10/24518, является обстоятельством, исключающими вину общества в неосуществлении таможенного декларирования товара "пропиленгликоль", классифицируемого в товарной позиции 2905 32 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 302-ЭС20-10494)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2021 г. N Ф05-9896/21 по делу N А40-188157/2020