город Москва |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А40-208025/20-84-1413 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России: Гулько В.В. (дов. N 292 от 28.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области: Доронькина Р.В. (дов. N 45 от 24.11.2020 г.);
рассмотрев 18 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 г.,
по делу N А40-208025/20-84-1413
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 05-35/806 от 22 октября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение, заявитель) создано на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) от 02 марта 2015 г. N 155, непосредственной деятельностью которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг надлежащего качества в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределения потребителям; оказание услуг, связанных с транспортировкой воды. Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технического обеспечения, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
В рамках оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства учреждением осуществляется эксплуатация артезианской скважины (инвентаризационный номер 25), расположенной на территории военного городка N 61 (Калужская обл., Малоярославецкий район, р. Кудиново-1, войсковая часть 34122, ВКС).
Проведенной 17 сентября 2020 г. 83 военной прокуратурой гарнизона проверкой установлено, что приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 24 марта 2017 г. N 837 в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России передана артезианская скважина (инвентаризационный номер 25), расположенная на территории военного городка N 61.
При этом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с 01 апреля 2017 г. осуществляется эксплуатация артезианской скважины (инвентаризационный номер 25) глубиной 90 метров и общим объемом потребления воды более 100 кубометров в сутки в отсутствие соответствующей лицензии на пользование недрами, находящихся в обслуживании жилищно-коммунальной службы N 3 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС).
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет эксплуатацию артезианской скважины (инвентаризационный номер 25), расположенной на территории военного городка N 61 (Калужская обл., Малоярославецкий район, р. Кудиново-1, войсковая часть 34122, ВКС), без соответствующей лицензии.
По факту выявленного нарушения 83 военной прокуратурой гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 сентября 2020 г. по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанное постановление и материалы проверки в соответствии со статьей 23.22 КоАП РФ были направлены 83 военной прокуратурой гарнизона для рассмотрения в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области (далее - МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области, административный орган).
Постановлением МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области, административный орган) от 22 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении N 05-35/806 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области по делу об административном правонарушении N 05-35/806 от 22 октября 2020 г. о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В кассационной жалобе МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения установленного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку действия учреждения по осуществлению безлицензионной деятельности в состоянии крайней необходимости не могут служить основанием, исключающим административную ответственность.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельностиN (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (лицензионное соглашение). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
Основные права и обязанности пользователя недр установлены в статье 22 Закона о недрах.
Действия, связанные с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, при этом указали на то, что учреждение действовало в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости и предпринимало все действия для получения лицензии и предотвращения правонарушения, в связи с чем в его действиях отсутствует вина в нарушении правил пользования недрами и наличии на этом основании освобождения учреждения от административной ответственности и отмене постановления МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области по делу об административном правонарушении N 05-35/806 от 22 октября 2020 г.
При этом суды приняли во внимание, что при передаче недвижимого имущества ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не были переданы необходимые документы на имущество, в связи с чем им в целях восстановления и разработки документации для получения лицензии на право пользования участком недр для осуществления геологического изучения участков недр 13 декабря 2019 г. был заключен контракт N 0373400005819000242-0373400005819000242-1323-372 с обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоПромЦентр" (далее - ООО "ЭкоПромЦентр", исполнитель) на оказание услуг по подготовке документации, необходимой для получения лицензий на пользование недрами из артезианских скважин для хозяйственно-питьевых нужд.
Услуги по вышеуказанному контракту фактически оказаны 24 сентября 2020 г.
29 сентября 2020 г. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в отдел геологии и лицензирования по Тульской, Калужской и Рязанской областям Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу направлен пакет документов для лицензирования участка недр, состоящий из трех артезианских скважин с инвентарными номерами 25, 26 и 28, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.
При этом учреждение осуществляло водоснабжение и действовало в состоянии крайней необходимости, связанной с обеспечением водой населения и объектов социального назначения (объекты министерства обороны, в том числе казармы и жилые помещения для военнослужащих) в целях предотвращения наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья граждан, военнослужащих.
Учреждение не имело возможности до разрешения сложившейся ситуации (оформления и получения всех необходимых документов на переданное ему имущество и получения соответствующей лицензии) приостановить эксплуатацию артезианских скважин во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. N 1173, поскольку оставление военнослужащих и членов их семей без водоснабжения в рассматриваемом случае являлось бы обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, нарушением конституционных права человека и требований к обеспечению безопасности государства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Относительно довода о неподведомственности спора арбитражному суду суд кассационной инстанции отмечает, что постановление административного органа вынесено в отношении юридического лица.
Заявителю вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями главы 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности", а не в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ).
В кассационной жалобе МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области приведены также доводы об отсутствии у судов оснований для отмены постановления, поскольку действия учреждения по осуществлению безлицензионной деятельности в состоянии крайней необходимости не могут служить основанием, исключающим административную ответственность и об отсутствии у судов оснований для вывода о применении в данном случае положений статьи 2.7 КоАП РФ исходя из конкретных обстоятельств дела.
Указанные доводы не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 г. по делу N А40-208025/20-84-1413 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учреждение не имело возможности до разрешения сложившейся ситуации (оформления и получения всех необходимых документов на переданное ему имущество и получения соответствующей лицензии) приостановить эксплуатацию артезианских скважин во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. N 1173, поскольку оставление военнослужащих и членов их семей без водоснабжения в рассматриваемом случае являлось бы обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, нарушением конституционных права человека и требований к обеспечению безопасности государства.
...
Заявителю вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями главы 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности", а не в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ).
В кассационной жалобе МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области приведены также доводы об отсутствии у судов оснований для отмены постановления, поскольку действия учреждения по осуществлению безлицензионной деятельности в состоянии крайней необходимости не могут служить основанием, исключающим административную ответственность и об отсутствии у судов оснований для вывода о применении в данном случае положений статьи 2.7 КоАП РФ исходя из конкретных обстоятельств дела."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2021 г. N Ф05-8343/21 по делу N А40-208025/2020