город Москва |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А40-185433/20-33-1343 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГК "АСВ": Валиева Г.Г. (дов. N 004 от 26.02.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Сухова Д.А. (дов. N Д-57/2021 от 05.05.2021 г.);
от третьего лица Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы, прокуратуры г. Москвы: Демидовой А.В. (от 15.03.2021 г.);
рассмотрев 18 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2021 г.
по делу N А40-185433/20-33-1343
по заявлению Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными уведомлений,
третьи лица: Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы; Прокуратура г. Москвы,
УСТАНОВИЛ: 03 сентября 2019 г. Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - ГК "АСВ", корпорация, заявитель) обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлениями N 77-0-1-71/3127/2019-1265 и 77/009/275/2019-5076, 5077, 5082, 5083, 5085, 5086 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:33, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Десеновское, вблизи дер. Кувекино, уч. N 64 (далее - исходный земельный участок).
К заявлениям был приложен межевой план на раздел исходного земельного участка, подготовленный кадастровым инженером Залесской А.А.
Уведомлением от 17 сентября 2019. N 77/19-121248 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:33, ввиду наличия причин, препятствующих его проведения.
10 декабря 2019 г. корпорацией в регистрационный орган было представлено заявление о продлении приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сроком на шесть месяцев.
20 марта 2020 г. заявителем в регистрационный орган были представлены письменные пояснения относительно приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, с приложением решения Щербинского районного суда города Москвы от 24 мая 2019 г. и апелляционное определение Московского городского суда от 22 января 2020 г.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 30 июня 2020 г. N 77-0-1-71/3127/2019-1265, 77/009/275/2019-5076, 77/009/275/2019-5077, 77/009/275/2019-5082, 77/009/275/2019-5083, 77/009/275/2019-5085, 77/009/275/2019-5086 ГК "АСВ" отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Считая свои права нарушенными, ГК "АСВ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным уведомления об отказе от 30 июня 2020 г. N 77-0-1-71/3127/2019-1265, 77/009/275/2019-5076, 77/009/275/2019-5077, 77/009/275/2019-5082, 77/009/275/2019-5083, 77/009/275/2019-5085, 77/009/275/2019-5086 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности и обязании Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГК "АСВ" в установленном законом порядке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная природоохранная прокурора г. Москвы и Прокуратура г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу ГК "АСВ" и Межрайонная природоохранная прокурора г. Москвы просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ГК "АСВ" и Межрайонной природоохранной прокуроры г. Москвы против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закон о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 10 статьи 41 Закона о государственной регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 части 8 статьи 41 Закона о государственной регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Требования к оформлению графической части межевого плана установлены разделом IV Требований.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение регистрационного органа не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:33, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Десеновское, вблизи дер. Кувекино, уч. N 64.
При этом судами установлено, что межевой план составлен в соответствии с требованиями законодательства.
В качестве оснований для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:33 регистрационный орган указал на нарушение пунктов 77 (чертеж должен быть составлен таким образом, чтобы в поле его изображения отображались все образуемые земельные участки, а также части земельных участков), 72 (графическая часть межевого плана выполнена без соблюдения специальных условных знаков); 38 (раздел межевого плана "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" заполнен с нарушением); 36 (в реквизите "5" раздела ""Исходные данные" межевого плана отсутствуют сведения о частях исходного земельного участка) Требований, а также на то, что в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) границы образуемого земельного участка 77:17.0000000:9969:ЗУ2 пересекают границы водного объекта (река Десна, ручей Плесенка), что является нарушением требований части 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Указано также на наличие просьбы Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) не производить учетно-регистрационных действий с целью защиты законных интересов города Москвы и третьих лиц.
Не соглашаясь с выводами регистрационного органа, суды указали на то, что в представленном в Управление Росреестра по Москве межевом плане чертеж земельных участков и их частей составлен на листе формата А3 в масштабе 1:6400, что обеспечивает читаемость местоположения всех характерных точек границ земельных участков. В поле его изображение отображены все образуемые земельные участки, а также части земельных участков.
В части соблюдения пункта 72 Требований судами установлено, что графическая часть межевого плана выполнена в соответствии с требованиями, лист межевого плана "Чертеж земельных участков и их частей" выполнен с использованием специальных условных знаков в соответствии с Приложением к Требованиям к подготовке межевого плана, а также в соответствии с пунктами 79, 80, 81 Требований, что позволяет идентифицировать все элементы, отражаемые на чертеже.
"Схема расположения земельных участков" оформлена согласно пунктам 75 и 76 Требований, отражает границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков; границы кадастрового деления, границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, что также расшифровывается условными обозначениями.
"Схема геодезических построений" оформлена в соответствии с пунктом 74 Требований, в которой отражены сведения о геодезических построениях при использовании для определения координат характерных точек границы земельного участка метода спутниковых геодезических измерений (определений).
На схеме геодезических построений схематично отражены изображение объекта кадастровых работ, пункты геодезической основы, на которых располагались базовые станции, и расстояние от базовых станций до ближайшей характерной точки объекта кадастровых работ. При этом использовались условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям к подготовке межевого плана.
В отношении соблюдения пункта 38 Требований судами установлено, что пункт 38 Требований предусматривает порядок указания формул, примененных для расчета средней квадратической погрешности положения характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков) (Mt). В случаях применения при осуществлении кадастровых работ для определения координат характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков) метода спутниковых геодезических измерений с использованием программного обеспечения в графе "3" реквизита "2", графе "4" реквизита "3" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" может быть указано только значение средней квадратической погрешности.
В разделе межевого плана "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" для определения координат характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков) был использован метод спутниковых геодезических измерений с использованием программного обеспечения. Поэтому в графе "3" реквизита "2" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" указано только значение средней квадратической погрешности, вычисленной с помощью ПО измерительного прибора = 0,10 м.
Реквизит "3" данного раздела межевого плана - "Точность определения положения характерных точек границ частей земельных участков" - подлежит заполнению, если в рамках геодезических и кадастровых работ по разделу исходного земельного участка осуществляется уточнение границ частей земельных участков. В данном случае работы по уточнению границ имеющейся части исходного земельного участка не осуществлялись, в связи с чем соответствующие реквизиты указанного раздела межевого план заполнению не подлежат.
В графе "4" применены формулы для расчета предельной допустимой погрешности определения площади земельных участков (АР), указаны в межевом плане с подставленными в данные формулы значениями и результатами вычислений.
По пункту 36 Требований суды указали на то, что в реквизите "5" раздела "Исходные данные" межевого плана в сведениях о частях исходных или уточняемых земельных участках указан учетный номер части исходного земельного участка "2" по сведениям из ЕГРН.
Относительно доводов Управления Росреестра по Москве о том, что границы образуемого земельного участка 50:21:0140308:33:ЗУ4 пересекают границы водного объекта (река Десна, ручей Плесенка), суды указали на то, что все части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:33 сформированы таким образом, чтобы выделить из его состава акватории водных объектов рек Десны и Плесенки и их береговые полосы. В частности, образуемые земельные участки с обозначениями 50:21:0140308:33:ЗУ1, 50:21:0140308:33:ЗУ2 и 50:21:0140308:33:ЗУЗ представляют собой земельные участки, в границах которых отсутствуют какие-либо акватории водных объектов и их береговых полос. Акватории рек Десны и Плесенки и их береговые полосы представляют собой участки с обозначениями 50:21:0140308:33:ЗУ4 и 50:21:0140308:33:ЗУ5.
Судами также принято во внимание, что корпорацией в регистрационный орган были представлены решение Щербинского районного суда города Москвы от 24 мая 2019 г. и апелляционное определение Московского городского суда от 22 января 2020 г., в соответствии с которыми заявитель обязан осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:33 с целью исключения акватории водных объектов рек Десны и Плесенки и их береговые полосы из границ исходного земельного участка и передаче их в федеральную собственность.
Судами также принято во внимание, что в соответствии с пунктом 3.4.4 Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП, исходный земельный участок имеет вид разрешенного использования - "жилые дома, предназначенные для проживания одной семьи - объекты индивидуального жилищного строительства".
Согласно градостроительному плану земельного участка от 30 января 2020 г. исходный земельный участок в части предельной высоты, максимальной плотности и максимального процента застройки имеет параметры - "0".
Относительно наличия просьбы Госинспекции по недвижимости не производить учетно-регистрационных действий в целях защиты законных интересов города Москвы и третьих лиц, суды указали на то, что просьба какого-либо лица, в том числе государственного органа, не может являться основанием для отказа в совершении регистрационных действий, поскольку Закон о государственной регистрации содержит исчерпывающий перечень для отказа в кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, в который не входит просьба государственного органа.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2021 г. по делу N А40-185433/20-33-1343 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении соблюдения пункта 38 Требований судами установлено, что пункт 38 Требований предусматривает порядок указания формул, примененных для расчета средней квадратической погрешности положения характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков) (Mt). В случаях применения при осуществлении кадастровых работ для определения координат характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков) метода спутниковых геодезических измерений с использованием программного обеспечения в графе "3" реквизита "2", графе "4" реквизита "3" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" может быть указано только значение средней квадратической погрешности.
...
По пункту 36 Требований суды указали на то, что в реквизите "5" раздела "Исходные данные" межевого плана в сведениях о частях исходных или уточняемых земельных участках указан учетный номер части исходного земельного участка "2" по сведениям из ЕГРН.
...
Судами также принято во внимание, что в соответствии с пунктом 3.4.4 Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП, исходный земельный участок имеет вид разрешенного использования - "жилые дома, предназначенные для проживания одной семьи - объекты индивидуального жилищного строительства"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2021 г. N Ф05-10067/21 по делу N А40-185433/2020