Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2021 г. N Ф05-9194/21 по делу N А40-80507/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) был заключен государственный контракт от 23.10.2015 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте. Пунктом 5.2 контракта были установлены сроки выполнения работ: выполнение строительно-монтажных работ - 30.11.2016. Дата подписания итогового акта приемки выполненных работ -10.12.2016 (с учётом положений ст. 193 ГК РФ - 12.12.2016). Так, истец указал, что в указанные сроки генподрядчиком работы не были выполнены и государственному заказчику не были сданы, итоговый акт не был подписан. Согласно пункту 18.4 контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Цена контракта составляет 653.215.275,00 руб. (пункт 3.1 контракта). Так, согласно расчёту истца, общий размер неустойки по государственному контракту от 23.10.2015 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом (п. 18.4 контракта), и неустойки за просрочку исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом (п. 18.3 контракта), и составляет 171.002.217,00 руб. Претензия, направленная в адрес ответчика, была оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 329, 330, 331, 401, 405, 406 ГК РФ, правомерно исходил из того, что поскольку своевременность начала строительно-монтажных работ полностью зависела от получения разрешения на строительство (действий заказчика), то срок выполнения работ был нарушен по вине истца и подлежит соразмерному продлению на время просрочки кредитора (на 799 дней).

При этом отсутствие со стороны ответчика формального уведомления о приостановлении выполнения работ не является безусловным основанием для привлечения ответчика к ответственности при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины в нарушении сроков выполнения работ.

Кроме того, судом было установлено, что 29.12.2017 стороны подписали дополнительное соглашение N 3, в пункте 1.2 которого предусмотрели, что обязательства по контракту подлежат исполнению сторонами не позднее 31.12.2020 в рамках государственного оборонного заказа (за исключением гарантийных обязательств), при этом обязательства по финансированию будут исполнены после доведения до государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств. Учитывая условия дополнительного соглашения N 3 от 29.12.2017 по правилам, установленным статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обоснованно пришел к выводу о том, что сторонами были продлены именно сроки выполнения обязательств, т.е. требование о взыскании неустойки за период с 13.12.2016 по 25.08.2017 неправомерно."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2021 г. N Ф05-9194/21 по делу N А40-80507/2020