город Москва |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А40-150689/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ульянова К.С. по дов. от 10.08.2020;
от ответчика: Марушкина Е.В. по дов. от 15.09.2020;
рассмотрев 24 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
ИФНС России N 7 по г. Москве
на решение от 30 октября 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09 февраля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению ООО "Аркада Холдинг"
к ИФНС России N 7 по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Аркада Холдинг" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы (с учетом уточнения требований) с заявлением к ИФНС России N 7 по г. Москве о признании незаконным решения от 18.03.2020 г. N 531 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части расчета суммы подлежащего уплате налога на имущество организаций за 2016 г. в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001007:1926 от налоговой базы в размере 79 473 248,00 руб. и доначисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2016 г. в размере 582980,00 руб.; в части расчета, подлежащего уплате налога на имущество организаций за 2016 г. в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001041:1879 от налоговой базы в размере 2064911771,00 руб. и доначисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2016 г. в размере 15147280,00 руб.; с требованиями считать корректной налоговой базой для расчета суммы подлежащего уплате налога на имущество организаций за 2016 г. в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001007:1926 сумму 30551792,00 руб., считать корректной налоговой базой для расчета суммы, подлежащего уплате налога на имущество организаций за 2016 г. в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001041:1879 сумму 793 811 215,00 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2021 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИФНС России N 7 по г. Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Аркада Холдинг".
В судебном заседании кассационного суда представитель кассатора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца поддержал принятые судебные акты судов нижестоящих инстанций.
Письменный отзыв представлен в материалы дела.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, ООО "Аркада Холдинг" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, являющиеся спорными в данном деле - недвижимое имущество (нежилое помещение) расположенное по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 2, стр. 2, кадастровый номер объекта 77:01:0001007:1926, доля собственности - 100%, общая площадь - 262.50 кв. м., недвижимое имущество (нежилое помещение) расположенное по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 2, стр. 2, кадастровый номер объекта 77:01:0001041:1879, доля собственности - 100%, общая площадь - 6 820.40 кв.м.
10.10.2019 Обществом в налоговый орган была подана уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2016 г.
24.03.2020 Обществом было получено решение ИФНС N 7 по г. Москве N 531 от 18.03.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением Обществу доначислен налог на имущество за 2016 год в общей сумме 15 730 261 руб. (по объекту с кадастровым номером 77:01:0001007:1926 в сумме 582 980 руб., по объекту с кадастровым номером 77:01:0001041:1879 в сумме 15 147 281 руб.).
22.04.2020 Обществом была подана апелляционная жалоба в Управление ФНС по г. Москве.
Решением Управления ФНС по г. Москве от 21.05.2020 N 21-10/084308 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя требования заявителя, указал на несоответствие решения Инспекции действующему законодательству, определения кадастровой стоимости спорных помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001007:1926 и 77:01:0001041:1879 в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 688-ПП, подтверждения данного обстоятельства справками о кадастровой стоимости указанных объектов, не применения к спорным правоотношениям, ч.6 ст.278.2 НК РФ, пришли к выводу, что отсутствие нежилых помещений в Постановлении об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (ППМ N 688-ПП) не является основанием для расчета налоговой базы от кадастровой стоимости здания, в котором они расположены, указали, что на момент формирования перечня для проведения государственной кадастровой оценки (на 01.01.2014) указанных объектов еще не существовало.
Однако выводы судов основаны на неверном применении норм права на основании следующего.
Общество является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001007:1926 (доля в праве - 100%, дата регистрации права 09.02.2016, площадью - 262,50 кв.м., 77:01:0001041:1879 (доля в праве - 100%, дата регистрации права 09.02.2016, площадью - 6 820,40 кв.м., расположенных в здании с кадастровым номером 77:01:0001007:1026 по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 2, стр. 2, площадью 56 779,10 кв.м. (далее - Здание).
Помещения Заявителя поставлены на государственный кадастровый учет 03.07.2014 с присвоением государственного кадастрового номера 77:01:0001007:1926 и 17.02.2014 с присвоением государственного кадастрового номера 77:01:0001041:1879.
Здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28Л 1.2014 N 700-ПП (в редакции, действовавшей в 2016 году).
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" на 2016 год утверждена кадастровая стоимость здания в размере 17 190 169 480 руб.
При этом кадастровая стоимость спорных помещений Постановлением N 688-ПП не утверждена, в рамках государственной кадастровой оценки не устанавливалась.
При определении размера налоговых обязательств Общества Инспекцией применен пункт 6 статьи 378.2 НК РФ, согласно которому в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания. В связи с указанной нормой права кадастровая стоимость помещений определена как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд, указывая, что поскольку спорные помещения учтены в ГКН 14.02.2014 и 17.02.2014, то есть после даты, на которую утверждена государственная кадастровая оценка Постановлением N 688-ПП (на 01.01.2014), то в силу пункта 10 статьи 378.2 НК РФ и статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в отношении этих помещений не подлежат применению положения об определение кадастровой стоимости, установленные пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ, а налоговая база должна определяться, исходя из кадастровой стоимости, установленной не в результате государственной кадастровой оценки, а определенной уполномоченным органом (Росреестром) или его учреждениями самостоятельно на дату учета в ГКН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный налоговый период, в его системной связи с законодательством об оценочной деятельности кадастровая стоимость, примененная судом при определении налоговых обязательств, не является достоверной, поскольку такая кадастровая стоимость определена не на основании утвержденной в результате государственной кадастровое оценки кадастровой стоимости здания.
Судами сделан вывод о том, что кадастровая стоимость помещений определена в установленном законом порядке в отсутствии документа, подтверждающего механизм определения данной кадастровой стоимости и его соответствие предусмотренным законодательством об оценочной деятельности нормам права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции до 01.01.2017) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые и торговые центры и помещения в них; нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов, основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 64 был определен в Постановлении Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.
Общество является собственником помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001007:1926 и 77:01:0001041:1879, расположенных в здании по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 2, стр. 2 с кадастровым номером 77:01:0001007:1026, которое включено в Перечень, в связи с чем, на основании пункта 2 статьи 375 НК РФ и статьи 378.2 НК РФ налоговая, база по налогу на имущество для этого здания, а также для всех входящих в него помещений, вне зависимости от количества собственников здания и помещений в нем, должна определяться как его кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" на 2016 год утверждена кадастровая стоимость здания в размере 17 190 169 480 руб.
При этом кадастровая стоимость спорных помещений Постановлением N 688-ПП не утверждена, в рамках государственной кадастровой оценки не устанавливалась.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Закона N 135-ФЗ как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов, определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
В соответствии с Законом 135-ФЗ подлежит утверждению лишь та кадастровая стоимость, которая получена по результатам государственной кадастровой оценки на основании ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ. С учетом редакции пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, действовавшей в соответствующий налоговый период, о том, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, кадастровая стоимость, установленная в ином, порядке, должна соответствовать утвержденной кадастровой стоимости, случаи определения кадастровой стоимости помещений в порядке, предусмотренном статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ, а также способы расчета кадастровой стоимости помещений на основании ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ на налоговый период 2016 год были ограничены Приказом Минэкономразвития от 18.03.2011 N 113.
В соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 18.03.2011 N 113, кадастровая стоимость здания, помещения в случаях, перечисленных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр).
Как следует из пункта 1.3 Приказа N 113 результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения подлежат отражению в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с п. 4.1 данного Порядка в случае, если образование, создание здания, помещения или включение сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, или изменение учетных характеристик происходят (произошли) после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов.
В соответствии с п.п. 3.1 и 3.2 данного Порядка установлено, что кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения (п. 3.1 Порядка); кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость, помещений, расположенных в них, не установлена, определяется в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка (п. 3.2 Порядка).
Из изложенных норм права следует, что порядок определения зависит от того, установлена ли кадастровая стоимость каких-либо помещений в соответствующем здании или нет.
Если кадастровая стоимость помещений в здании не установлена, как в случае с объектам налогообложения Заявителя, поскольку в Постановлении 688-ПП вышеназванные помещения в здании с кадастровым номером 77:01:0001007:1026 отсутствуют, на что также указано судами, то кадастровая стоимость помещений в таком здании определяется от кадастровой стоимости здания, что следует из п. 3.2 данного Порядка.
При этом п.п. 2.1, 2.2 настоящего Порядка, к которым отсылает п. 3.2 Порядка, регулирующим расчет кадастровой стоимости здания, не применима к зданиям с установленной в процедуре государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости, в отсутствии предусмотренного в Порядке механизма определения кадастровой стоимости помещений, расположенных в здании, кадастровая стоимость которого утверждена в процедуре государственной кадастровой оценки, действия Росреестра по отражению кадастровой стоимости помещений, отличной от той, которая получена в результате применения пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, не являются достоверными, полученными с соблюдением законодательно предусмотренных процедур ее определения.
Акт определения кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001007:1926 и 77:01:0001041:1879, подтверждающий соблюдение законодательства при определении кадастровой стоимости, Обществом в материалы дела не представлен.
К отношениям по определению кадастровой стоимости помещений, не вошедших в сформированный в порядке, предусмотренном ст. 24.13 Закона N 135-ФЗ, Перечень, но расположенных в здании, включенном в такой Перечень, применяется пункт 6 ст. 378.2 НК РФ.
С учетом изложенного, Инспекция правомерно определила налоговую базу и сумму платежа по налогу на имущество организации за 2016 г.
Таким образом, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, что в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку суды установили обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить обжалуемые судебные акты и принять свой судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2021 года по делу N А40-150689/2020 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Аркада Холдинг" отказать.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если кадастровая стоимость помещений в здании не установлена, как в случае с объектам налогообложения Заявителя, поскольку в Постановлении 688-ПП вышеназванные помещения в здании с кадастровым номером 77:01:0001007:1026 отсутствуют, на что также указано судами, то кадастровая стоимость помещений в таком здании определяется от кадастровой стоимости здания, что следует из п. 3.2 данного Порядка.
При этом п.п. 2.1, 2.2 настоящего Порядка, к которым отсылает п. 3.2 Порядка, регулирующим расчет кадастровой стоимости здания, не применима к зданиям с установленной в процедуре государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости, в отсутствии предусмотренного в Порядке механизма определения кадастровой стоимости помещений, расположенных в здании, кадастровая стоимость которого утверждена в процедуре государственной кадастровой оценки, действия Росреестра по отражению кадастровой стоимости помещений, отличной от той, которая получена в результате применения пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, не являются достоверными, полученными с соблюдением законодательно предусмотренных процедур ее определения.
...
К отношениям по определению кадастровой стоимости помещений, не вошедших в сформированный в порядке, предусмотренном ст. 24.13 Закона N 135-ФЗ, Перечень, но расположенных в здании, включенном в такой Перечень, применяется пункт 6 ст. 378.2 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2021 г. N Ф05-10900/21 по делу N А40-150689/2020