г. Москва |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А41-88749/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей: Ворониной Е.Ю., Горшковой М.П.,
при участии в заседании:
от истца: Чкония И.С., дов. от 22.12.2020
от ответчика: Марченко Е.М., дов. от 25.12.2020
от третьего лица: не явился, уведомлен
рассмотрев 24 мая 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" и АО "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2020 года, на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2021 года, принятые
по иску АО "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие"
к ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"
о взыскании денежных средств, о расторжении контракта,
и по встречному иску,
третье лицо: Управление Росреестра по Краснодарскому краю и Республике Адыгея,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен АО "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" к ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" о расторжении государственного контракта N 424 от 26.07.2016, взыскании 11 235 428 руб. 61 коп. стоимости выполненных работ по 2-му этапу государственного контракта N 424 от 26.07.2016, расходов по уплате государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Московской области от 04.02.2019 по делу N А41-88749/18 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05.04.2019 по делу N А41-29838/19 принято к производству исковое заявление акционерного общества "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" к ФКУ УПРДОР "Черноморье" о признании незаконным решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта N 424 от 26.07.2016, обязании ответчика снять информацию в единой информационной системе в сфере закупок о расторжении государственного контракта.
Определением Арбитражного суда Московской области от 13.05.2019 объединены в одно производство дела N А41-88749/18 и N А41-29838/19 для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер N А41-88749/18.
Определением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2019 по делу N А41-31865/19 принято к производству заявление акционерного общества "СевероКавказское аэрогеодезическое предприятие" к ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" о признании незаконным решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 26.07.2016 N 424, об обязании снять информацию в единой информационной системе в сфере закупок о расторжении государственного контракта.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2019 в одно производство объединены дела N А41-88749/18 и N А41-31865/19 для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер N А41-88749/18.
24.06.2019 ФКУ УПРДОР "Черноморье" заявлен встречный иск к АО "Сев.-Кав. АГП" о взыскании 26 712 636 руб. 45 коп. неустойки.
Определением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2019 встречное исковое заявление ФКУ УПРДОР "Черноморье" принято для рассмотрения совместно с первоначальным иском АО "Сев.-Кав.АГП".
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.12.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021, в удовлетворении заявленных требований АО "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" отказано. В удовлетворении встречных исковых требований ФКУ Упрдор "Черноморье" отказано.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" и АО "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых указывают на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просили обжалуемые решение и постановление отменить. Истец просил принять по делу новый судебный акт удовлетворении иска и об отказе в удовлетворении встречного иска. Ответчик просил принять по делу новый судебный акт удовлетворении встречного иска и об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения кассационной жалобы ответчика.
Представитель ответчика поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения кассационной жалобы истца.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационных жалоб в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.07.2016 между ФКУ Упрдор "Черноморье" (заказчик) и АО "Сев.-Кав. АГП" (подрядчик) заключен государственный контракт N 424, согласно п. 1.1. предметом контракта является проведение работ в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельном участке полос отвода автомобильных дорог А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия км 0+000 - км 212+470; Р-127 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу км 0+0050 - км 103+090; А-146 КраснодарВерхнебаканский км 0+000 - км 140+693; А-160 Майкоп - Усть-Лабинск-Кореновск км 4+200 - км 132+854; Р-127 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой км 0+000 - км 209+400; А-290 Новороссийск -Керчь км 0+000 - км 73+000 (далее - объект). Место проведения работ - Краснодарский край и республика Адыгея. Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению вышеуказанного комплекса работ и регистрационных действий в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) и Планомграфиком выполнения работ (приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью государственного контракта, а заказчик обязался принять качественно выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 1.2 государственного контракта по результатам выполненных работ подрядчик передает заказчику (в соответствии с разделом 10 технического задания) кадастровые паспорта и кадастровые выписки земельных участков, составляющих полосы отвода автомобильных дорог; материалы геодезической съемки и сформированные земельные участки, составляющие полосы отвода автомобильных дорог в электронном виде; утвержденные схемы размещения земельных участков на кадастровом плане территории (при необходимости - проектов планировки территории и проектов межевания); кадастровые паспорта на участки автомобильной дороги; карточки на мост (путепровод), транспортную развязку, пешеходный переход, эстакаду, тоннель; карточки на водопропускную трубу; топографогеодезические планы масштаба 1:500 в графической и цифровой форме; ведомости наличия и технического состояния: переходно-скоростных полос, укрепленных обочин, примыканий (съездов, выездов), автобусных остановок (павильонов), площадок отдыха и стоянок автомашин, тротуаров и пешеходных дорожек, линий электроосвещения, ограждений, снегозащитных и декоративных насаждений, водоотводных сооружений (кюветы, колодцы, лотки), дорожных знаков, направляющих устройств, зданий дорожной службы, объектов недвижимости дорожного хозяйства, постов ДПС, пескобаз и солебаз, пересечений с ж/д и автомобильными дорогами; ведомости наличия коммуникаций, находящихся в пределах полосы отвода, объектов придорожного сервиса и т.д.; сводную ведомость наличия участков дорог и объектов недвижимости дорожного хозяйства; схему расположения автомобильных дорог общего пользования федерального назначения.
В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта общая стоимость работ по государственному контракту составляет 126 482 961 руб., в том числе 2016 год - 96 947 470 руб., 2017 год - 29 535 491 руб.
В силу пункта 5.2. государственного контракта оплате по контракту подлежит результат работ, который отвечает всем требованиям технического задания (приложение N 1) и государственного контракта.
Согласно пункту 5.3 государственного контракта оплата результата работ производится на основании подписанного сторонами государственного контракта акта приема-передачи результата выполненных работ подрядчик представляет заказчику должным образом оформленный счет, оплату по которому заказчик производит в течение 28 календарных дней с момента получения должным образом оформленного счета.
В соответствии с пунктом 6.1 государственного контракта календарные сроки выполнения работ по контракту и сроки завершения работ определяются планом-графиком выполнения работ и техническим заданием (приложение N 1, приложение N 2 к контракту).
Сроки выполнения работ: начало - с момента заключения государственного контракта, окончание - 30.09.2017.
Окончанием работ является дата подписания акта сдачи-приемки работ после выполнения работ в полном объеме, предусмотренном контрактом (п. 6.1. государственного контракта).
Согласно пп. 9.2, 9.3, 9.4, 9.5., 9.6 государственного контракта выполнение работ АО "Сев.-Кав. АГП" по контракту подтверждается подписанным сторонами актом сдачи - приемки работ. При завершении работ подрядчик представляет заказчику счет и оформленный в установленном порядке акт сдачи-приемки работ в двух экземплярах в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) и планом-графиком выполнения работ (приложение N 2). Заказчик в течение 20 -ти дней со дня получения работы обязан подписать акт сдачи-приемки работ или дать мотивированный отказ. В случае мотивированного отказа заказчика в приемке работ, сторонами в течении 20-ти дней со дня получения отказа составляется двусторонний акт (произвольной формы) с перечнем необходимых доработок и сроков их исполнения. Заказчик повторно принимает работы подрядчика в порядке, предусмотренном п. 9.3. государственного контракта.
В соответствии с пунктом 9.7 государственного контракта по истечении срока приемки работ, указанного в п. 9.4, работы считаются принятыми и должны быть оплачены в соответствии с разделом 5 государственного контракта.
Дополнительным соглашением от 29.09.2017 N 4/2017 к государственному контракту стороны согласовали изменения сметы на выполнение работ по государственному контракту.
Письмом от 09.04.2018 N 2-16/323 АО "Сев.-Кав. АГП" направило ФКУ Упрдор "Черноморье" технический паспорт автомобильной дороги А290 Новороссийск-Керчь км 0+000 - км 73+000 вместе с актом приемапередачи результатов выполненных работ.
Письмом от 27.04.2018 N 2-16/439 АО "Сев.-Кав. АГП" направило ФКУ Упрдор "Черноморье" технический паспорт автомобильной дороги Р217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон"-Владикавказ-ГрозныйМахачкала - граница с Азербайджанской Республикой км 0+000 - км 209+400 вместе с актом приема-передачи результатов выполненных работ.
Письмом от 28.04.2018 N 2-16/441 АО "Сев.-Кав. АГП" направило ФКУ Упрдор "Черноморье" технический паспорт автомобильной дороги Р217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон"-Владикавказ-ГрозныйМахачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу км 0+050 - км 103-090 вместе с актом приема- передачи результатов выполненных работ.
Письмом от 14.05.2018 N 2-16/448 АО "Сев.-Кав. АГП" направило ФКУ Упрдор "Черноморье" технический паспорт автомобильной дороги А - 160 Майкоп-Усть-Лабинск- Кореновск км 4+200 - км 132+854 вместе с актом приема-передачи результатов выполненных работ.
Письмом от 14.06.2018 N 2-16/614 АО "Сев.-Кав. АГП" направило ФКУ Упрдор "Черноморье" технический паспорт автомобильной дороги А - 147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия км 0+000 - км 212+470 вместе с актом приема-передачи результатов выполненных работ.
Претензией от 31.08.2018 N 2-16/973 подрядчик уведомил заказчика о направлявшихся технических паспортах автомобильной дороги, актах приема-передачи результата выполненных работ (письма от 09.04.2018 N 2- 16/323, от 27.04.2018 N 2-16/439, от 28.04.2018 N 2-16/441, от 14.05.2018 N 2-16/448, от 14.06.2018 N 2-16/614), выполненных и переданных заказчику работах по выносу в натуру и закреплению на местности межевыми знаками (481 знак), с предложением произвести их оплату в размере 11 235 782, 62 руб.
Как установлено судами, в обоснование заявленных требований АО "Сев.-Кав. АГП" указало, что ФКУ Упрдор "Черноморье" не предоставлены документы на автомобильные развязки, отсутствие которых не позволило АО "Сев.-Кав. АГП" предоставить ФКУ Упрдор "Черноморье" и согласовать план мероприятий по устранению кадастровых ошибок, наложений, пересечений и постановки на кадастровый учет недостающих земельных участков под полосой отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе формирование технических планов сооружений на развязках автомобильных дорог.
В обоснование встречного иска ФКУ Упрдор "Черноморье" указало на нарушение подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом, в связи с чем ФКУ Упрдор "Черноморье", заказчиком, 25.03.2019 принято решение N 2606/10 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, направленное АО "Сев.-Кав. АГП" 25.03.2019.
Поскольку между сторонами возникли разногласия относительно качества выполненных работ, для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, определением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2019 назначена судебная экспертиза.
Согласно представленному в материалы дела заключению эксперта технический паспорт автомобильной дороги "А-290 Новороссийск-Керчь км 0+000 - км 73+000", технический паспорт автомобильной дороги "Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон"- Владикавказ-Грозный-Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой км 0+000 - км 209+400", технический паспорт автомобильной дороги "Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон"-Владикавказ-Грозный-Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу км 0+050 - км 103-090", технический паспорт автомобильной дороги "А - 160 Майкоп-УстьЛабинск-Кореновск км 4+200 - км 132+854" имеют несоответствия технического задания, являющегося приложением N 1 к государственному контракту.
Из содержания заключения также следует, что работы по выносу в натуре и закреплению на местности 481 знака на границе полосы отвода автодороги Р-217 требованиям государственного контракта N 424 от 26.07.2016, техническому заданию к контракту выполнены надлежащим образом лишь в части 336 межевых знаков, 145 межевых знаков не соответствуют требованиям технического задания.
Отвечая на второй вопрос, эксперт делает вывод о том, что отсутствие сведений о наличии на балансе автомобильных знаков и сведений из ЕГРН не препятствует исполнению государственного контракта, однако, отсутствие правоустанавливающих документов препятствует выполнению работ, предусмотренных следующими пунктами технического задания: п. 1.2. в части невозможности установления/устранения реестровой ошибки в отсутствие документов, которые были предоставлены в орган кадастрового учета, при осуществлении кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения; п. 1.4, 1.5 в части определения (установления) границ полос отвода автомобильных дорог, образования земельных участков, занимаемых полосами отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения и объектами недвижимости дорожного хозяйства, из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежащих образованию на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; п. 1.3. в части закрепления на местности характерных точек границ земельных участков, подлежащих образованию на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или сведения о местоположении границ которых ранее внесены в ЕГРН и подлежат изменению (корректировке). Отсутствие правоустанавливающих документов не влияет на выполнение работ, предусмотренных следующими пунктами технического задания: п. 1.1. в части определения (установления) границ полос отвода автомобильных дорог; п. 1.4., 1.5. в части образования земельных участков, занимаемых полосами отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения и объектами недвижимости дорожного хозяйства, из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании документации по планировке территории, последующей подготовки пакета документов, необходимого для принятия Федеральным дорожным агентством решения о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, или подготовки пакета документов, необходимого для оформления правоустанавливающих документов права собственности РФ и права постоянного (бессрочного) пользования на образованные земельные участки; п. 1.3. в части закрепления на местности характерных точек границ земельных участков, образованных на основании документации по планировке территории, или сведения о местоположении границ которых ранее внесены в Единый государственный реестр недвижимости и не подлежат изменению (корректировке).
Таким образом, сам по себе факт истребования подрядчиком письмами от 27.07.2016 N 2-16/925, от 08.12.2017 N 2-16/1470 ФКУ УПРДОР "Черноморье" не подтверждает отсутствия возможности выполнения работ в рамках государственного контракта надлежащего качества, акты приема-передачи по которым со стороны ФКУ УПРДОР "Черноморье" подписаны не были в силу ненадлежащего качества работ и отказа от исполнения государственного контракта, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с ФКУ УПРДОР "Черноморье" их стоимости.
Исследовав и оценив материалы дела, заключение судебной экспертизы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что выполненные истцом работы не соответствует условиям договора и обязательным для сторон строительным нормам и правилам, потребительская ценность выполненных работ отсутствует.
Также судами правомерно отказано в удовлетворении требований АО "СЕВ.-КАВ.АГП" о признании решения N 2606/10 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 25.03.2019 незаконным, обязав ФКУ Упрдор "Черноморье" снять информацию в единой информационной системе в сфере закупок о расторжении государственного контракта.
В связи с ненадлежащим качеством выполненных работ ФКУ Упрдор "Черноморье" на основании ч. 8, 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пп. 13.2., 13.3. государственного контракта приняло правомерное решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Суды установили, что оснований для признания отказа незаконным не имеется.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ, суды исходили из того, что нарушение сроков выполнения работ обусловлено неисполнением заказчиком обязательств по предоставлению рабочей документации, соответствующей техническим и градостроительным регламентам, строительным нормам и правилам.
В силу п. 7.3.5. государственного контракта ФКУ УПРДОР "Черноморье" обязано предоставить АО "СЕВ.-КАВ.АГП" правоустанавливающих документов на автодороги для выполнения им подрядных работ.
Доказательств исполнения указанной обязанности ФКУ УПРДОР "Черноморье" в материалы дела не представлено.
Судами установлено, что подрядчик неоднократно обращался к заказчику с предложением устранить выявившиеся препятствия, однако письменных ответов на свои обращения не получал.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 421, 702, 711, 718, 719, 720, 721, 729, 746, 753 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска и встречного иска.
Заявленные в кассационных жалобах доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2021 года по делу N А41-88749/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Нечаев С.В., |
Судьи: |
Воронина Е.Ю., |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 24 мая 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" и АО "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2020 года, на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2021 года, принятые
...
В связи с ненадлежащим качеством выполненных работ ФКУ Упрдор "Черноморье" на основании ч. 8, 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пп. 13.2., 13.3. государственного контракта приняло правомерное решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 421, 702, 711, 718, 719, 720, 721, 729, 746, 753 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска и встречного иска."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2021 г. N Ф05-10624/21 по делу N А41-88749/2018