город Москва |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А40-59898/20-145-432 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Русские Фонды": Сайфуллина К.В. (дов. N 37 от 31.05.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС России N 30 по г. Москве: Кумашяна В.А. (дов. от 02.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) УФНС России по г. Москве: Осиповой А.С. (дов. N 12 от 13.01.2021 г.);
рассмотрев 25 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Русские Фонды"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2021 г.
по делу N А40-59898/20-145-432
по заявлению акционерного общества "Русские Фонды"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы России по г. Москве
о признании незаконными постановлений по делам об административных правонарушениях N 77302003711619200004, N 77302003713216200004, N 77302003711214200004 от 19 февраля 2020 г. и решений от 11 марта 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 30 по городу Москве (далее - ИФНС России N 30 по г. Москве, административный орган) в отношении акционерного общества "Русские Фонды" (далее - АО "Русские Фонды", общество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой было установлено, что 16 марта 2016 г. между АО "Русские Фонды" (арендодатель) и частным обществом с ограниченной ответственностью "Тебодин Истерн Юроп Б.В." (далее - ЧОО "Тебодин Истерн Юроп Б.В.", арендатор) (Нидерланды) был заключен договор аренды нежилого (офисного) помещения N 16-03-2016 (далее - договор).
Для обеспечения учета и отчетности валютных операций по договору общество 27 июля 2017 г. оформило паспорт сделки N 1707187/1481/1948/3/1 в публичном акционерном обществе "Сбербанк (далее - ПАО "Сбербанк", уполномоченный банк).
В рамках договора обществом были выставлены арендатору счета на оплату: от 31 января 2018 г. N 20 на сумму 76 391,53 руб.; от 28 февраля 2018 г. N 25 на сумму 73 007,93 руб.; от 31 марта 2018 г. N 39 на сумму 61 516,38 руб.
Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы в уполномоченный банк представлены обществом 12 ноября 2018 г., в то время как в соответствии с пунктом 9.2.2 Инструкции Банка России от 04 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" данные документы подлежали предоставлению в уполномоченный банк не позднее 21 февраля 2018 г. (по счету N 20 от 31 января 2018 г.), 23 марта 2018 г. (по счету N 25 от 28 февраля 2018 г.), 20 апреля 2018 г. (по счету N 39 от 31 марта 2018 г.).
На основании полученных данных 12 февраля 2020 г. ИФНС России N 30 по г. Москве в отношении АО "Русские Фонды" составлены протоколы об административных правонарушениях N 77302003711214200002, N 77302003713216200002, N 77302003711619200002, в которых зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением ИФНС России N 30 по г. Москве от 19 февраля 2020 по делам об административных правонарушениях N 77302003711619200004, N 77302003713216200004, N 77302003711214200004 АО "Русские Фонды" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в соответствующих размерах (по постановлению N 77302003711619200004 - 40 000 руб., по постановлению N 77302003713216200004 - 40 000 руб., по постановлению N 77302003711214200004 - 40 000 руб.).
Указанные постановления были обжалованы обществом в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ, в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - УФНС по г. Москве).
Решениями УФНС по г. Москве от 11 марта 2020 г. постановления ИФНС России N 30 по г. Москве по делам об административных правонарушениях от 19 февраля 2020 N 77302003711619200004, N 77302003713216200004, N 77302003711214200004 оставлены без изменения, а жалобы АО "Русские Фонды" - без удовлетворения.
Считая указанные постановления и решения незаконными, АО "Русские Фонды" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 30 по г. Москве и УФНС по г. Москве об их отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Русские Фонды" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку указанные платежи относятся к категории периодических фиксированных платежей, в связи с чем у него отсутствовала обязанность представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов.
В отзывах на кассационную жалобу ИФНС России N 30 по г. Москве и УФНС по г. Москве просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Русские Фонды" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ИФНС России N 30 по г. Москве и УФНС по г. Москве против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04 июня 2012 г. N 138-И утвержден Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением (далее - Инструкция N 138-N).
Пунктами 9.1 и 9.1.2 Инструкции N 138-И установлено, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки (далее - ПС), резидент представляет в банк ПС, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 настоящей Инструкции, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы): в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 г. N 40 (далее - статистическая форма учета перемещения товаров), и (или) иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В силу пункта 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляется резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 настоящей Инструкции.
Датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 Инструкции N 138-И, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе (пункт 9.3 Инструкция N 138-И).
Согласно пункту 9.5 Инструкции N 138-И в случае, если контрактом, предусматривающим передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи, страхование, определены платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) с периодичностью по времени, зафиксированной в условиях контракта (далее - периодические фиксированные платежи), резидент не представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы. В случае осуществления иных платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
В пункте 6 Информационного письма Банка России от 28 марта 2013 г. N 42 "Вопросы по применению Инструкции N 138-И" разъяснено, что периодичность платежей либо порядок расчета периодичности осуществления платежей определяется в соответствии с условиями контракта.
При этом под периодичностью следует понимать определенные условиями контракта платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) более одного раза в рамках исполнения условий контракта.
Под фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции N 138-И следует понимать платежи, сумма которых зафиксирована условиями контракта либо является определяемой, то есть в контракте установлен способ расчета платежа и (или) алгоритм исчисления суммы платежа (к таким платежам можно отнести, в том числе, коммунальные платежи, плату за уборку помещения и др.).
В соответствии с Инструкцией N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления", утвержденной Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И и вступившей в силу 01 марта 2018 г., при исполнении, обязательств по контракту, в отношении которого установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в уполномоченный банк одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, следующие документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы): при ввозе товара на территорию Российской Федерации и при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза - товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы.
Подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции N 181-И определено, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 Инструкции N 181-И, представляются резидентом в уполномоченный банк в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 Инструкции N 181-И.
Согласно пункту 8.5 Инструкции N 181-И в случае если контрактом, предусматривающим передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи, страхование, определены платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) с периодичностью по времени, зафиксированной в условиях контракта, резидент не представляет в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы. В случае осуществления иных платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в порядке, установленном Инструкцией N 181-И.
Таким образом, согласно требованиям Инструкции N 181-И, резиденты в тот же срок, в том же порядке и на тех же основаниях обязаны представлять в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, а также сведения об изменении сведений о резиденте.
Действия, связанные с нарушением установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов более чем на тридцать дней, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, и предусматривают наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "Русские Фонды" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судами установлено, что обществом нарушен срок предоставления в уполномоченный банк форм учета - справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Отклоняя доводы общества о том, что указанные платежи относятся к категории периодических фиксированных платежей, в связи с чем у него отсутствовала обязанность представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, суды указали на то, что условиями договора не установлен фиксированный размер переменной арендной платы, не определен алгоритм исчисления сумм платежей, а ее величина определяется исходя из фактического месячного объема потребляемых коммунальных услуг, в связи с чем данные платежи не могут расцениваться как периодические фиксированные платежи.
При этом договор аренды нежилого (офисного) помещения от 16 марта 2016 г. N 16-03-2016 содержит условие о ежемесячной оплате коммунальных платежей, в то время как такие платежи в отсутствие определенных указанным договором сумм не являются фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции N138-И и пункта 8.5 Инструкция N 181-И, в связи с чем общество не освобождается от обязанности представлять справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Кроме того, судами указано на отсутствии оснований для применения статьи 1.7 КоАП РФ в отношении заявителя, поскольку административная ответственность за данный вид правонарушения не устранена.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО "Русские Фонды" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина АО "Русские Фонды" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод общества о необходимости применения в данном случае норм части 2 статьи 1.7 КоАП РФ со ссылкой на примечание 7 к статье 15.25 КоАП РФ был предметом обсуждения судов и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2021 г. по делу N А40-59898/20-145-432 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Русские Фонды" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что обществом нарушен срок предоставления в уполномоченный банк форм учета - справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Отклоняя доводы общества о том, что указанные платежи относятся к категории периодических фиксированных платежей, в связи с чем у него отсутствовала обязанность представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, суды указали на то, что условиями договора не установлен фиксированный размер переменной арендной платы, не определен алгоритм исчисления сумм платежей, а ее величина определяется исходя из фактического месячного объема потребляемых коммунальных услуг, в связи с чем данные платежи не могут расцениваться как периодические фиксированные платежи.
При этом договор аренды нежилого (офисного) помещения от 16 марта 2016 г. N 16-03-2016 содержит условие о ежемесячной оплате коммунальных платежей, в то время как такие платежи в отсутствие определенных указанным договором сумм не являются фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции N138-И и пункта 8.5 Инструкция N 181-И, в связи с чем общество не освобождается от обязанности представлять справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Кроме того, судами указано на отсутствии оснований для применения статьи 1.7 КоАП РФ в отношении заявителя, поскольку административная ответственность за данный вид правонарушения не устранена.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО "Русские Фонды" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
...
Довод общества о необходимости применения в данном случае норм части 2 статьи 1.7 КоАП РФ со ссылкой на примечание 7 к статье 15.25 КоАП РФ был предметом обсуждения судов и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2021 г. N Ф05-11551/21 по делу N А40-59898/2020