г. Москва |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А40-169234/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2021 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Голобородько В.Я., Кольцовой Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: Банников А.С., по доверенности от 15.02.2021
рассмотрев 27 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Разрез Лемберовский" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 04 февраля 2021 года о процессуальном правопреемстве, на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2021 года,
по иску Коллегии адвокатов "ЭксЛедж" г. Москвы
к ООО "Арктик Девелопмент",
третье лицо: ООО "Разрез Лемберовский"
о взыскании 200 764 685 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Коллегия адвокатов "ЭКСЛЕДЖ" г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "АРКТИК ДЕВЕЛОПМЕНТ" о взыскании 200 764 685 руб. по договору от 25.09.2018.
В Арбитражный суд города Москвы обратилось ООО УК "Метрика" с заявлением о процессуальном правопреемстве истца на основании договора уступки требования (цессии) от 04.12.2020.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2021, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021, заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено, истец - Коллегия адвокатов "ЭКСЛЕДЖ" г. Москвы заменён на его правопреемника - ООО УК "Метрика".
Не согласившись с принятыми судебными актами, третье лицо (ООО "Разрез Лемберовский") обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать ООО УК "Метрика" в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
В обоснование кассационной жалобы третье лицо указывает на отсутствие у коллегии адвокатов права требования с ответчика задолженности по договору от 25.09.2018 и, как следствие, права уступать права требования по данному договору.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы. Представители сторон не участвовали в судебном заседании, извещены надлежащим образом.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
Заслушав представителя третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу об отмене обжалуемых судебных актов и направлении заявления о процессуальном правопреемстве на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ООО УК "Метрика" заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве истца - Коллегии адвокатов "ЭксЛедж" г. Москвы на ООО УК "Метрика" на основании договора уступки требования (цессии) от 04.12.2020.
Удовлетворяя заявление о процессуальном правопреемстве, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что по договору уступки требования (цессии) от 04.12.2020 правопреемнику передано право требования денежных средств по договору от 25.09.2018, заключенному между истцом и ответчиком. Суды установили, что договор уступки права требования от 04.12.2020 в установленном законом порядке не оспорен и не признан недействительным. При этом третьим лицом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено бесспорных доказательств совершения указанной сделки не в соответствии с требованиями действующего законодательства. Наличие у истца права на иск подлежит оценке судом при рассмотрении спора по существу, в связи с чем ссылка третьего лица на факт отсутствия у истца права на предъявление спорного требования не исключает обоснованность заявления ООО УК "Метрика" о процессуальном правопреемстве.
Суд кассационной инстанции признает указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными в связи с тем, что как следует из материалов дела, Соглашение об оказании юридической помощи от 25.09.2018 заключено между адвокатом, членом коллегии адвокатов "Экс Лендж", Эсеньян Григорием Павловичем, регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области, удостоверение адвоката и ООО "Арктик Девелопмент" (доверитель).
В силу пункта 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
В силу пункта 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода прав.
Уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору (пункт 1 статьи 388 ГК РФ).
Права и обязанности сторон в договоре на оказание юридической помощи адвокатом регулируются гл. 39 ГК РФ и Федеральным законом от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ, Федеральный закон).
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе лицами, имеющими статус адвоката, иным физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
В соответствии с пунктом 15 статьи 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ адвокаты, являющиеся членами коллегии адвокатов, самостоятельно заключают соглашения об оказании юридической помощи с доверителями и оказывают соответствующую юридическую помощь.
Из пунктов 1, 2, 4, 6 статьи 25 названного Закона следует, что адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.
Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.
Существенными условиями соглашения являются:
1) указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения в качестве поверенного (поверенных), а также на его (их) принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;
2) предмет поручения;
3) условия и размер выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";
4) порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения, за исключением случаев, когда юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";
5) размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения.
В силу положений п. 12 ст. 22 Федерального закона члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов.
В соответствии с п. 13 ст. 22 Федерального закона коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.
Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда РФ от 01.03.2016 г. N 5-КГ15-198, закон определяет основные принципы взаимоотношений между адвокатским образованием, адвокатом и доверителем, согласно которым адвокатское образование не является стороной в соглашении об оказании юридической помощи.
Данная правовая позиция также указана в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016.
Между тем, суды, разрешая ходатайство о процессуальном правопреемстве, оценивая условия договора уступки требования (цессии) от 04.12.2020, соглашения от 25.09.2018, доводы сторон и третьего лица, не применили к сложившимся правоотношениям специальные нормы Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", правовые позиции, изложенные в Определении Верховного Суда РФ от 01.03.2016 г. N 5-КГ15-198, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016, на которые ссылалось третье лицо, что привело к принятию неправильного судебного акта.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судами неполно выяснены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы судов сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании фактических обстоятельств дела, в связи с чем имеются предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов.
При новом рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве Арбитражному суду г. Москвы суду следует установить сторон, заключивших Соглашение об оказании юридической помощи от 25.09.2018, дополнительное соглашение N 1 от 12.11.2018, и наличие у истца по настоящему делу (Коллегии адвокатов "ЭксЛедж" г. Москвы) права переуступить требование о взыскании с ООО "Арктик Девелопмент" денежных средств в размере 200 764 685 руб. в качестве вознаграждения по дополнительному соглашению N 1 от 12.11.2018 к Соглашению об оказании юридической помощи от 25.09.2018; уточнить круг лиц, участвующих в деле, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле адвоката Эсеньяна Г.П., определить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, правильно применить нормы материального и процессуального права, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 04 февраля 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2021 года по делу N А40-169234/2020 отменить, вопрос о процессуальном правопреемстве направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий судья |
Н.Н. Колмакова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда РФ от 01.03.2016 г. N 5-КГ15-198, закон определяет основные принципы взаимоотношений между адвокатским образованием, адвокатом и доверителем, согласно которым адвокатское образование не является стороной в соглашении об оказании юридической помощи.
Данная правовая позиция также указана в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016.
Между тем, суды, разрешая ходатайство о процессуальном правопреемстве, оценивая условия договора уступки требования (цессии) от 04.12.2020, соглашения от 25.09.2018, доводы сторон и третьего лица, не применили к сложившимся правоотношениям специальные нормы Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", правовые позиции, изложенные в Определении Верховного Суда РФ от 01.03.2016 г. N 5-КГ15-198, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016, на которые ссылалось третье лицо, что привело к принятию неправильного судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2021 г. N Ф05-9464/21 по делу N А40-169234/2020