город Москва |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А40-81915/20-154-604 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ОКТОД": Уразаева А.Х. (дов. от 06.07.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: не явились, извещены;
рассмотрев 25 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 г.
по делу N А40-81915/20-154-604
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОКТОД"
к Государственной инспекции по контролю за пользованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 981-ЗУ/9082540-20 от 27 апреля 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: 27 февраля 2020 г. главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Северо-западному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) на основании поручения начальника Госинспекции по недвижимости от 27 февраля 2020 г. N 9082540 проведено плановое (рейдовое) обследование территории с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Демьяна Бедного, вл. 24.
В ходе проведения обследования административным органом установлено, что по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и сведениям Информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (далее - ИС РЕОН) земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010004:64, площадью 48 363 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Демьяна Бедного, вл. 24 предоставлен Департаментом городского имущества города Москвы в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ОКТОД" (далее - ООО "ОКТОД", общество, заявитель) по договору от 11 февраля 2002 г. N М-08-018242 для эксплуатации административных и производственных зданий и сооружений сроком аренды на 49 лет (далее - договор аренды).
На указанном земельном участке расположены нежилые здания с кадастровым номером 77:08:0010004:11821, площадью 559,4 кв.м, 1990 года постройки с адресным ориентиром г. Москва, ул. Демьяна Бедного, вл. 24, стр. 10 (сведения о наличии права собственности отсутствует) и с кадастровым номером 77:08:0010004:1136, площадью 179,2 кв.м, 1931 года постройки - тепловой пункт, с адресным ориентиром г. Москва, ул. Демьяна Бедного, вл. 24, стр. 20 (право собственности оформлено на ООО "ОКТОД").
После 10 сентября 2012 г. к зданию по адресу: г. Москва, ул. Бедного Демьяна, д. 24, стр. 10 возведена капитальная кирпичная пристройка площадью 30 кв.м, а к зданию по адресу: г. Москва, ул. Бедного Демьяна, д. 24, стр. 20 возведена капитальная кирпичная пристройка площадью 70 кв.м.
По состоянию на 26 марта 1998 г. указанные пристройки отсутствуют на плане земельного участка.
Информация о постановке пристроек на технический учет в ГБУ МосгорБТИ или на кадастровый учет, а также об оформлении исходно-разрешительной документации для строительства (реконструкции) в ИАС "Управление градостроительной деятельностью" отсутствует.
Земельный участок для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в рапорте о результатах планового рейдового обследования от 27 февраля 2020 г. N 9082540 и произведенной фотосъемкой.
На основании полученных данных 31 марта 2020 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении ООО "ОКТОД" был составлен протокол об административном правонарушении N 9082540, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением Госинспекции по недвижимости от 27 апреля 2020 г. по делу об административном правонарушении N 981-ЗУ/9082540-20 ООО "ОКТОД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 5 288 494 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "ОКТОД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Госинспекции по недвижимости от 27 апреля 2020 г. по делу об административном правонарушении N 981-ЗУ/9082540-20.
В кассационной жалобе Госинспекция по недвижимости просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка и возведении на нем пристроек в отсутствие разрешительной документации соответствующих компетентных органов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ОКТОД" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ОКТОД" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Госинспекции по недвижимости в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку заявитель произвел реконструкцию в полном соответствии с разрешительной документацией; осуществил регистрацию права собственности на здания после реконструкции и заключил новый договор аренды земельного участка, содержащий сведения о реконструированных зданиях. Указано также на то, что общество привлечено к административной ответственности в соответствии с нормой права, не действующей на момент совершения правонарушения.
Суд кассационной инстанции полагает необходимым указать на следующее.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как установлено судами, административное правонарушение выявлено 27 февраля 2020 г., что следует из рапорта о результатах планового (рейдового) обследования от 27 февраля 2020 г. N 9082540.
Следовательно, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 27 февраля 2020 г. и истек 26 апреля 2020 г., в то время как постановление Госинспекции по недвижимости по делу об административном правонарушении N 981-ЗУ/9082540-20 вынесено 27 апреля 2020 г., т.е. за пределами двухмесячного срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Исходя из положений статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает привлечение к административной ответственности.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения постановления истек.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 г. по делу N А40-81915/20-154-604 оставить без изменения, кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, административное правонарушение выявлено 27 февраля 2020 г., что следует из рапорта о результатах планового (рейдового) обследования от 27 февраля 2020 г. N 9082540.
Следовательно, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 27 февраля 2020 г. и истек 26 апреля 2020 г., в то время как постановление Госинспекции по недвижимости по делу об административном правонарушении N 981-ЗУ/9082540-20 вынесено 27 апреля 2020 г., т.е. за пределами двухмесячного срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Исходя из положений статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает привлечение к административной ответственности.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения постановления истек."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2021 г. N Ф05-8442/21 по делу N А40-81915/2020