город Москва |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А40-161398/20-21-1144 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Пивная Столица"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2021 г.,
по делу N А40-161398/20-21-1144
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пивная Столица"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 0104/080720/02801-4ю от 14 августа 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: на основании задания временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, административный орган) на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 06 июля 2020 г., в соответствии с Регламентом действий должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при проведении мероприятий контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 20 мая 2019 г. N ДР-7/12-01, проведен анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, посредством использования Федеральных государственных информационных систем.
По результатам проведенного анализа составлен отчет "О результатах мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями", содержащий информацию о нарушениях порядка учета при осуществлении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за период с 01 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г., в котором зафиксирован факт внесения обществом с ограниченной ответственностью "Пивная Столица" (далее - ООО "Пивная Столица", общество, заявитель) недостоверных сведений в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) по поставке алкогольной продукции по товарно-транспортным накладным (далее - ТТН) N 41887 и N 41892 с фиксацией сведений об отгрузке алкогольной продукции с искажением информации о дате отгрузке.
Определением МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 08 июля 2020 г. N 0104/080720/02801-1ю в отношении ООО "Пивная Столица" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования административным органом установлено, что обществом в ЕГАИС внесена недостоверная информация относительно дат отгрузки продукции и товарных накладных, что свидетельствует о нарушении установленного порядка учета алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившегося в нарушении порядка заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС.
На основании полученных данных 03 августа 2020 г. в отношении ООО "Пивная Столица" был составлен протокол об административном правонарушении N 0104/080720/02801-2ю, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 14 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении N 0104/080720/02801-4ю ООО "Пивная Столица" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 75 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Пивная Столица" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2020 г. заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 14 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении N 0104/080720/02801-4ю о привлечении ООО "Пивная Столица" к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку корректировка сведений "технической ошибки" произведена оператором заявителя в соответствии с порядком исправления факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации, на основании Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденной постановлением Правительства российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила N 1459), которая была принята административным органом, и соответствующие изменения были внесены в ЕГАИС. Указанные изменения (в части дат отгрузки продукции и товарных накладных) были совершены обществом самостоятельно до привлечения к административной ответственности, в связи с чем действия общества не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Пивная Столица" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку техническая ошибка при выгрузке в ЕГАИС сведений о поставке товара была самостоятельно исправлена обществом.
В отзыве на кассационную жалобу МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены статьей 26 Закона N 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 26 вышеназванного закона предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно пункту 21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Пунктом 24 Правил установлено, что при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 настоящих Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными (далее - заявление), при этом: организация и сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство и (или) оборот (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции, или индивидуальный предприниматель вносят уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации; организация, осуществляющая импорт продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в Российскую Федерацию (в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), вносит уточнения в ранее направленную информацию по решению территориального органа о возможности уточнения этой информации, согласованному с уполномоченным таможенным органом.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.
Заявление подается организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем в территориальный орган непосредственно через своего представителя или почтовым отправлением с описью вложения.
В случае подачи заявления через представителя должностное лицо территориального органа ставит на копии заявления отметку о принятии и дату.
При отправке заявления по почте датой его подачи считается дата отправки почтового отправления.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21 мая 2014 г. N 149 (далее - Приказ N 149).
По правилам пункта 5.1.1 приложения N 5 к Приказу N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
В разделе заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции поля "Номер ЕГАИС", "Статус" и "Дата составления документа" формируются и заполняются автоматически.
Поля "Тип позиции", "Отгрузка на экспорт" или "Отечественная продукция" и "Нефасованная продукция" формируются и заполняются автоматически после заполнения раздела "Признаки сведений об отгрузке".
В полях "Дата отпуска груза", "Номер документа" и "Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Действия, связанные с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Пивная Столица" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку обществом нарушен установленный пунктом 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции относительно заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС в части указания даты отгрузки товара.
Отклоняя доводы общества о самостоятельном выявлении нарушения и внесении в ЕГАИС корректирующих сведений о поставке товара до возбуждения дела об административном правонарушении, суд указал на то, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования N 0104/080720/02801-1ю вынесено и направлено ООО "Пивная Столица" 08 июля 2020 г., в то время как заявление о внесении изменений в ЕГАИС направленно обществом 14 июля 2020 г. вместе с истребованными документами и письменными пояснениями, т.е. после выявления данного нарушения административным органом.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о доказанности факта совершения ООО "Пивная Столица" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Вина ООО "Пивная Столица" в совершении административного правонарушения установлена.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суд апелляционной инстанции не усмотрел.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа определен административным органом ниже минимального размера санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о внесении изменений в ЕГАИС путем направления соответствующего письма о корректировке сведения в ЕГАИС не может являться основанием для отмены принятого по делу судебного акта, поскольку уточнение фиксации информации не освобождает общества от ответственности.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2021 г. по делу N А40-161398/20-21-1144 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Пивная Столица" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Пивная Столица" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку обществом нарушен установленный пунктом 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции относительно заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС в части указания даты отгрузки товара.
Отклоняя доводы общества о самостоятельном выявлении нарушения и внесении в ЕГАИС корректирующих сведений о поставке товара до возбуждения дела об административном правонарушении, суд указал на то, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования N 0104/080720/02801-1ю вынесено и направлено ООО "Пивная Столица" 08 июля 2020 г., в то время как заявление о внесении изменений в ЕГАИС направленно обществом 14 июля 2020 г. вместе с истребованными документами и письменными пояснениями, т.е. после выявления данного нарушения административным органом.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о доказанности факта совершения ООО "Пивная Столица" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
...
Размер штрафа соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суд апелляционной инстанции не усмотрел.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа определен административным органом ниже минимального размера санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2021 г. N Ф05-8598/21 по делу N А40-161398/2020