город Москва |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А40-106962/20-148-542 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБОУ ВО "ИГЭУ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства энергетики Российской Федерации: Горшковой И.О. (дов. N АН-10212/03 от 27.08.2020 г.), Демченко И.А. (дов. N НШ-5453/08 от 14.05.2021 г.);
от третьего лица МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани": не явились, извещены;
от третьего лица Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани": не явились, извещены;
рассмотрев 26 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГБОУ ВО "ИГЭУ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 ноября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2021 г.
по делу N А40-106962/20-148-542
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина"
к Министерству энергетики Российской Федерации
о признании незаконными решения, действия,
третьи лица: Муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"; Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани,
УСТАНОВИЛ: 12 июля 2019 г. между муниципальным казенным учреждением "Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", заказчик) и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина" (далее - ФГБОУ ВО "ИГЭУ", учреждение, исполнитель, заявитель) по результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме был заключен муниципальный контракт N 20 на выполнение работ по актуализации "Схемы теплоснабжения в административных границах муниципального образования город Казань на период по 2034 год" в соответствии с техническим заданием.
Исполнителем - ФГБОУ ВО "ИГЭУ" по данному муниципальному контракту был выполнен комплекс работ по актуализации Схемы теплоснабжения г. Казань и в соответствии с установленным порядком после проведения публичных слушаний. Письмом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 15 октября 2019 г. N 10387/ИК проект актуализированной Схемы теплоснабжения был представлен для утверждения в Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России).
19 ноября 2019 г. состоялось заседание комиссии по рассмотрению проектов схем теплоснабжения Минэнерго России (протокол N МЮ-405пр), на котором данный проект актуализированной Схемы теплоснабжения г. Казань был рассмотрен и по итогам заседания комиссией было рекомендовано Минэнерго России направить проект актуализированной Схемы теплоснабжения на доработку, а также направить перечень замечаний и рекомендаций к проекту (для их учета при доработке проекта).
22 ноября 2019 г. письмом N МЮ-13967/09 проект актуализированной Схемы теплоснабжения г. Казань был возвращен из Минэнерго России в Исполнительный комитет города Казани на доработку, по нему дан перечень замечаний.
После возврата проекта на доработку исполнителем - ФГБОУ ВО "ИГЭУ" был выполнен необходимый комплекс работ по доработке проекта - устранению и исправлению всех направленных Минэнерго России замечаний.
12 декабря 2019 г. вновь были проведены публичные слушания по проекту актуализированной Схемы теплоснабжения, по итогам которых также были рассмотрены поступившие в процессе обсуждения замечания иных заинтересованных лиц.
В проект актуализированной Схемы теплоснабжения г. Казани исполнителем были внесены дополнения и изменения, в которых были даны ответы и пояснения по всем имеющимся и поступившим замечаниям и предложениям.
После доработки письмом Исполнительного комитета города Казани от 16 декабря 2019 г. N 12788/ИК проект актуализированной Схемы теплоснабжения повторно был представлен для утверждения в Минэнерго России.
05 марта 2020 г. состоялось заседание комиссии по рассмотрению проектов схем теплоснабжения Минэнерго России (протокол N МЮ-68/5пр), на котором доработанный проект актуализированной Схемы теплоснабжения г. Казань был рассмотрен и вновь было рекомендовано Минэнерго России направить проект актуализированной схемы теплоснабжения на доработку, а также направить перечень замечаний и рекомендаций к проекту (для их учета в процессе новой разработки проекта).
25 марта 2020 г. доработанный проект актуализированной Схемы теплоснабжения г. Казань был возвращен (письмом N МЮ-3361/09) из Минэнерго России в Исполнительный комитет города Казани для новой разработки, по нему выдан перечень замечаний.
В соответствии с пунктом 30 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 (далее - Требования), повторная доработка проекта актуализированной схемы теплоснабжения не допускается.
При необходимости повторной доработки проект актуализированной схемы теплоснабжения разрабатывается заново в соответствии с положениями пунктов 2 - 29 Требований.
06 апреля 2020 г. заказчиком - МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Казани" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 12 июля 2019 г. N 20, указав в качестве основания на невыполнение исполнителем обязательств по контракту и невозможностью повторной доработки исполнителем проекта схемы теплоснабжения в силу требований пункта 30 Требований, а также на невозможность исполнителя провести актуализацию Схемы теплоснабжения заново на основании имеющегося контракта.
Свой отказ от исполнения контракта заказчик обосновал состоявшимся 25 марта 2020 г. возвратом разработанного исполнителем проекта актуализированной Схемы теплоснабжения г. Казань из Минэнерго России в Исполнительный комитет города Казани для новой разработки.
Считая свои права нарушенными, ФГБОУ ВО "ИГЭУ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Минэнерго России о признании незаконными действий по выдаче замечаний на проект актуализированной схемы теплоснабжения г. Казань и решения о возврате проекта актуализированной Схемы теплоснабжения г. Казань в Исполнительный комитет города Казани для новой разработки, содержащихся в письме от 25 марта 2020 г. N МЮ-3361/09.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 ноября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГБОУ ВО "ИГЭУ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Минэнерго России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Минэнерго России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители ФГБОУ ВО "ИГЭУ" и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
От представителя ФГБОУ ВО "ИГЭУ" через систему подачи документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Минэнерго России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 (далее - Требования), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Минэнерго России, действуя в пределах своих полномочий по утверждению актуализированных схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, рассмотрело направленные 15 октября 2019 г. и 16 декабря 2019 г. исполнительным комитетом муниципального образования города Казани проекты актуализированной схемы теплоснабжения города Казани по 2034 г. и 25 марта 2020 г. вернуло для разработки нового проекта актуализированной схемы теплоснабжения.
При этом судами принято во внимание, что в целях организации в Минэнерго России работы по утверждению схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч и более, а также городов федерального значения, 31 марта 2016 г. Минэнерго России издан приказ N 254, в соответствии с которым образована комиссия по рассмотрению проектов схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, а также утверждено Положение о комиссии по рассмотрению проектов схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот человек и более, а также городов федерального значения.
Основными задачами комиссии являются проведение проектов схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, поступивших в установленном порядке на утверждение в Минэнерго России; проведение в установленном порядке экспертизы проектов схем теплоснабжения с учетом протоколов публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по соответствующим проектам схем теплоснабжения; выработка рекомендаций по утверждению схем теплоснабжения или по возврату проектов схем теплоснабжения на доработку.
Указанная комиссия не является органом, уполномоченным на принятие решений по утверждению или отказу в утверждении направляемых в Минэнерго России схем теплоснабжения, ее решения носят рекомендательный характер, выводы комиссии не влекут юридических последствий, а ее создание по рассмотрению проектов схем теплоснабжения обусловлено стремлением Минэнерго России полно, всесторонне рассмотреть направляемые схемы теплоснабжения, получить разносторонние и компетентные мнения специалистов в области теплоснабжения для обеспечения исполнения наилучшим образом принципов организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Отклоняя доводы заявителя о нарушении его прав в связи с отказом Минэнерго России утверждения актуализированной схемы теплоснабжения города Казани по 2034 год, выразившихся в отсутствии возможности сдать результат выполненных работ исполнительному комитету города Казани по муниципальному контракту от 12 июля 2019 г. N 20, суды указали на то, что в соответствии со структурой органов местного самоуправления города Казани, утвержденной Уставом муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) является исполнительный комитет города Казани, к полномочиям которого в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Устава относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории города.
В соответствии с пунктом 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее - ответственные лица) по решению ответственных лиц.
Пунктом 26 Требований к порядку разработки схем установлено, что после подготовки итогового документа (протокола) публичных слушаний и размещения его на официальном сайте, глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, руководитель органа исполнительной власти города федерального значения направляет для утверждения в уполномоченный федеральный орган проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) на бумажном носителе и в электронной форме, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту и схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения).
Таким образом, должностным лицом, ответственным за разработку схемы теплоснабжения в целях обеспечения принципов организации теплоснабжения в соответствии со статьей 3 Закона о теплоснабжении муниципального образования, является глава муниципального образования или иное уполномоченное им лицо, в то время как Минэнерго России не является стороной по указанному контракту и не имеет никаких правовых отношений с заявителем.
Исходя из общих принципов организации теплоснабжения в Российской Федерации уполномоченным и ответственным лицом за разработку схемы теплоснабжения муниципального образования является само муниципальное образование в лице ее администрации или иных уполномоченных органов.
Отношения по утверждению или отказу в утверждении актуализированной схемы теплоснабжения могут быть только между лицами, прямо указанными в подпункте 7.5 пункта 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении, к полномочиям муниципальных образований в сфере теплоснабжения относится направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения городов федерального значения, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с отсутствием нарушений прав учреждения, выразившихся в отказе Минэнерго России в утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г. Казани.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 ноября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2021 г. по делу N А40-106962/20-148-542 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБОУ ВО "ИГЭУ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 26 Требований к порядку разработки схем установлено, что после подготовки итогового документа (протокола) публичных слушаний и размещения его на официальном сайте, глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, руководитель органа исполнительной власти города федерального значения направляет для утверждения в уполномоченный федеральный орган проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) на бумажном носителе и в электронной форме, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту и схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения).
Таким образом, должностным лицом, ответственным за разработку схемы теплоснабжения в целях обеспечения принципов организации теплоснабжения в соответствии со статьей 3 Закона о теплоснабжении муниципального образования, является глава муниципального образования или иное уполномоченное им лицо, в то время как Минэнерго России не является стороной по указанному контракту и не имеет никаких правовых отношений с заявителем.
...
Отношения по утверждению или отказу в утверждении актуализированной схемы теплоснабжения могут быть только между лицами, прямо указанными в подпункте 7.5 пункта 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении, к полномочиям муниципальных образований в сфере теплоснабжения относится направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения городов федерального значения, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2021 г. N Ф05-12088/21 по делу N А40-106962/2020