г. Москва |
|
2 июня 2021 г. |
Дело N А40-149405/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 02.06.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей Е.Ю. Филиной, И.В. Лазаревой,
при участии в судебном заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Мацота Н.Э. (доверенность от 11.01.2021);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А40-149405/2020
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее также - Управление), изложенного в уведомлениях от 28.07.2020 N 77-0-1-88/3007/2020-1920/1, N 77-0-1-88/3007/2020-1918/1, об обязании прекратить право собственности Российской Федерации и снять с государственного кадастрового учета объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021, требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Управление в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что для внесения в ЕГРН сведений о снятии с государственного учета необходимо представление акта обследования, который к заявлениям не прилагался; в заявлениях отсутствуют отметки о прекращении права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Управления, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент обратился в Управление с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности Российской Федерации в отношении следующих объектов недвижимости:
- с кадастровым номером 77:07:0002003:7561 по адресу: г. Москва, ул. Большая Филёвская, д. 1;
- с кадастровым номером 77:07:0002003:7560 по адресу: г. Москва, ул. Большая Филёвская, д. 1В.
Уведомлениями Управления от 28.07.2020 N 77-0-1- 88/3007/2020-1918/1 и 77-0-1-88/3007/2020-1920/1 сообщено об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности Российской Федерации.
В обоснование отказа Управление сослалось на отсутствие отметки о вступлении в законную силу решения по делу N А40-253778/2017 и непредставление акта обследования, подтверждающего прекращение существования объектов недвижимости.
Посчитав отказ Управления незаконным, нарушающим права и законные интересы Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь статьями 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 1, частью 2 и 4 статьи 8, частью 2 статьи 14, частью 1 статьи 23, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" исходя из того, что основанием для обращения Департамента с заявлением о снятии объектов с кадастрового учета является не прекращение их существования, а установленный судом факт отнесения таких объектов к движимому имуществу, суды пришли к выводу, что Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета отсутствуют.
Суды приняли во внимание, что Департамент, обращаясь в Управление с заявлением о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровым номером 77:07:0002003:7561 по адресу: г. Москва, ул. Большая Филёвская, д. 1; с кадастровым номером 77:07:0002003:7560 по адресу: г. Москва, ул. Большая Филёвская, д. 1, представил заверенную надлежащим образом копию судебного акта по делу N А40-253778/2017, в соответствии с которой Арбитражным судом города Москвы по иску Правительства Москвы и Департамента установлено, что:
- указанные объекты не являются капитальными строениями и не относятся к объектам недвижимого имущества (проезды и площадки не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются объектами недвижимого имущества в соответствии с позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 08.06.2016 N 309-ЭС16-5619);
- зарегистрированное право собственности Российской Федерации признано отсутствующим в связи с тем, что объекты не являются недвижимым имуществом, права в отношении которых подлежали государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимого имущества (далее - ЕГРН) и не подлежат кадастровому учету.
Кроме того, в резолютивной части судебного акта указано, в том числе снять спорные объекты с кадастрового учета и исключить из государственного кадастрового учета сведения о них.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А40-149405/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
Е.Ю. Филина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь статьями 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 1, частью 2 и 4 статьи 8, частью 2 статьи 14, частью 1 статьи 23, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" исходя из того, что основанием для обращения Департамента с заявлением о снятии объектов с кадастрового учета является не прекращение их существования, а установленный судом факт отнесения таких объектов к движимому имуществу, суды пришли к выводу, что Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета отсутствуют.
Суды приняли во внимание, что Департамент, обращаясь в Управление с заявлением о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровым номером 77:07:0002003:7561 по адресу: г. Москва, ул. Большая Филёвская, д. 1; с кадастровым номером 77:07:0002003:7560 по адресу: г. Москва, ул. Большая Филёвская, д. 1, представил заверенную надлежащим образом копию судебного акта по делу N А40-253778/2017, в соответствии с которой Арбитражным судом города Москвы по иску Правительства Москвы и Департамента установлено, что:
- указанные объекты не являются капитальными строениями и не относятся к объектам недвижимого имущества (проезды и площадки не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются объектами недвижимого имущества в соответствии с позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 08.06.2016 N 309-ЭС16-5619);"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2021 г. N Ф05-11528/21 по делу N А40-149405/2020