г. Москва |
|
16 января 2024 г. |
Дело N А40-261584/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.01.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Аталиковой З.А., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от ПАО "Россети московский регион": Слепова О.В. по дов. от 26.07.2022,
от Гаражного потребительского кооператива "Багратион": Ежков А.С. по дов. от 16.05.2022,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Россети московский регион" на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А40-261584/2022
по иску ПАО "Россети московский регион"
к Гаражному потребительскому кооперативу "Багратион"
об обязании демонтировать постройки
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Московский регион" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к гаражному потребительскому кооперативу "Багратион" (далее - ответчик, кооператив) об обязании демонтировать за свой счет гаражи, размещенные в охранной зоне КВЛ 110 кВ "Фили - Мазилово цепи 1,2" в пролете опор 14-16, КВЛ 110 кВ "Очаково-Ходынка с отп., КВЛ 110 кВ "Очаково-Фили" в пролете опор N 30-32 по адресу: г. Москва, ЗАО, район Филевский парк, проезд Багратионовский вл. 14 (кадастровые номера земельных участков: 77:07:0005008:77, 77:07:0005008:78, 77:07:0005008:79).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru. Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представитель кооператива против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменных объяснениях.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из искового заявления, в охранной зоне КВЛ 110 кВ "Фили - Мазилово цепи 1,2" в пролете опор 14-16, КВЛ 110 кВ "Очаково-Ходынка с отп., КВЛ 110 кВ "Очаково-Фили" в пролете опор N 30-32 по адресу: г. Москва, ЗАО, район Филевский парк, проезд Багратиновский вл. 14А (кадастровые номера 77:07:0005008:77, 77:07:0005008:78, 77:07:0005008:79) обществом выявлено следующее нарушение: металлические гаражи. Земельный участок имеет ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2009 N 160, что отражено в разделе 4.1. выписке из ЕГРН на указанный земельный участок.
Данные линии электропередач находятся в собственности ПАО "Россети Московский регион", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 77АД 023691, 77-АО 422785, 77-АО 286952.
ПАО "Россети Московский регион", переименованное из ОАО "Московская областная электросетевая компания", созданное в результате реорганизации ОАО "Мосэнерго" в форме выделения (протокол годового общего собрания акционеров ОАО "Мосэнерго" N 1 от 29.06.2004), о государственной регистрации общества 01.04.2005 в ЕГРЮЛ внесена запись Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения за основным государственным регистрационным номером 1057746555811.
Общество является правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО "Мосэнерго" в соответствии с разделительным балансом ОАО "Мосэнерго", утвержденным годовым общим собранием акционеров ОАО "Мосэнерго".
Вдоль указанной линии электропередачи установлена охранная зона 20 метров, определяемая в виде части земли и воздушного пространства (на высоту), соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, относящими по обе стороны линии электропередачи от крайних провод при не отклоненном их положении.
Охранные зоны на данные линии электропередач установлены надлежащим образом в соответствии с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160), что отражены в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка, на котором расположены опоры и имеют следующие регистрационные номера: ЗОУИТ 77:00-6.128 (Фили-Мазилово), 77:00-6.93 (Очаково-Ходынка).
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением N 160 от 24.02.2009, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) (п. 9 б).
В период до принятия постановления Совмина СССР от 26.03.1984 N 255 действовали Правила охраны высоковольтных электрических сетей, утвержденные постановлением Совмина СССР от 30.11.1953 N 2866, действие которых распространялись на все действующие, проектируемые и сооружаемые высоковольтные электрические сети СССР напряжением 2 киловольта и выше и на линии связи, обслуживающие указанные сети.
Таким образом, понятие "охранная зона" существовало и до 24.02.2009 и подразумевало специальный правовой режим.
Истец указал, запрет на расположение объектов в охранной зоне электропередач обусловлен отнесением данных объектов к источникам повышенной опасности, в отношении которых осуществление полного контроля со стороны их владельца исключается в силу особых опасных свойств объекта; нарушение прав истца как собственника объектов электросетевого хозяйства следует из закона, поскольку размещение объектов в охранной зоне линий электропередач может повлечь причинение вреда в силу особых свойств линии электропередач как источника повышенной опасности; размещение спорных объектов в пределах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства само по себе создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, затрудняет доступ к объектам и противоречит целям охраны сетей высокого напряжения; действие охранной зоны и связанные с этим ограничения находятся во взаимосвязи с фактическим существованием объектов электросетевого хозяйства, а не с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ней.
В соответствии с пунктом 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, для безопасной эксплуатации, в частности, объектов транспорта и энергетики, в целях сохранения объектов культурного наследия, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для этого, в силу пункта 2 вышеуказанной нормы Закона, в границах названных зон вводятся ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких участках объектов недвижимости и (или) ограничивают или запрещают использование участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления названных зон.
Абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации; надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24.02.2009 N 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (п. п. 1 и 3 Правил).
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (п. 2 Правил установления охранных зон).
В силу пункта 5 указанных Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением 110 кВ - 20 метров.
Общество ссылается на то, что размещение данного объекта не согласовано с истцом и нарушает Постановление Правительства Российской Федерации N 160 от 24.02.2009 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 указанных Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Соответственно, правовой режим охранной зоны энергетических сетей, существовавший до нарушения права действиями ответчика, подлежит восстановлению, а дальнейшие действия ответчика, нарушающие данный правовой режим или создающие угрозу его нарушения, подлежат пресечению посредством обязания ответчика демонтировать спорную постройку на основании статей 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец указал, что размещенные в охранной зоне КВЛ гаражи могут нарушить безопасную работу ЛЭП, в том числе создают угрозу жизни и здоровью граждан, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что органы государственной власти, в том числе Департамент земельных ресурсов, префектура, а также электросетевая организация согласовали использование земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0005008:77, 77:07:0005008:78, 77:07:0005008:79 с целью размещения автостоянки.
Так, указанные земельные участки переданы кооперативу на праве аренды по договорам от 09.10.2001 N М-07-505124 и N М-07-505125, от 16.10.2001 N М-07-505138. Спорная автостоянка была организована до 1978 года.
Согласно пункту 2 указанных выше Правил, их действие не распространяется на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в законную силу настоящего постановления.
В силу положений статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что истец не представил доказательств в обоснование нарушения его прав и законных интересов со стороны ответчика.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А40-261584/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество ссылается на то, что размещение данного объекта не согласовано с истцом и нарушает Постановление Правительства Российской Федерации N 160 от 24.02.2009 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 указанных Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Соответственно, правовой режим охранной зоны энергетических сетей, существовавший до нарушения права действиями ответчика, подлежит восстановлению, а дальнейшие действия ответчика, нарушающие данный правовой режим или создающие угрозу его нарушения, подлежат пресечению посредством обязания ответчика демонтировать спорную постройку на основании статей 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 января 2024 г. N Ф05-33277/23 по делу N А40-261584/2022