г. Москва |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А40-65077/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей: Ворониной Е.Ю., Кочетков А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Обелова Н.В., дов. от 03.12.2020
от ответчика: Геборков И.С., дов. от 19.08.2020
от третьих лиц:
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, уведомлен
от ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЦАО" - не явился, уведомлен
рассмотрев 03 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2020 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22 марта 2021 года,
по иску ТСН "Гропкинский 16"
к Правительству Москвы
о взыскании денежных средств,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, ГКУ города
Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства ЦАО",
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ТСН "Гропкинский 16" к Правительству Москвы о взыскании задолженности в виде ежемесячных взносов на капитальный ремонт, техническую эксплуатацию и коммунальное обслуживание за период с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 620 609 руб. 87 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 года судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент городского имущества города Москвы.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2020 года судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЦАО".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2021 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывают на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просили обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, строительство здания с почтовым адресом г. Москва, Еропкинский переулок, д. 16 было осуществлено в рамках реализации инвестиционного контракта от 06 августа 2003 года N ДЖП.ОЗ.ЦАО.00482 по комплексной реконструкции с элементами нового строительства и реставрации домовладений по адресу: Еропкинский переулок, вл. 16/23/15 стр. 1-1а,2,3,4,6,9, заключенного между Правительством города Москвы и Инвестором - ЗАО "Аркада Траст".
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Актом о результатах реализации Инвестиционного проекта по инвестиционному контракту от 06 августа 2003 года N ДЖП.03.ЦАО.00482 зарегистрировано право собственности города Москвы в отношении следующий помещений: Машиноместо N 44, пом. II, этаж -1, общей площадью 15,7 кв.м.; Машиноместо N 60, пом. I, этаж -2, общей площадью 16,0 кв.м.; Машиноместо N 66, пом. I, этаж -2, общей площадью 16,0 кв.м.; Машиноместо N 38, пом. II, этаж -1, общей площадью 16,2 кв.м.; Машиноместо N 77, пом. II, этаж -1, общей площадью 82,8 кв.м.; Нежилое помещение (Гараж (паркинг) N 9, этаж - 1, общей площадью 62,6 кв.м.; Нежилое помещение (Гараж (паркинг) N 11, этаж - 1, общей площадью 41,9 кв.м.; Нежилое помещение (Гараж (паркинг) N 12, этаж - 1, общей площадью 30,6 кв.м.; Нежилое помещение N IV, этаж 1, общей площадью 118,5 кв.м.; Нежилое помещение N V, этаж 1, общей площадью 186,9 кв.м.; Нежилое помещение N IIV, этаж 1, общей площадью 19,7 кв.м.
В многоквартирном жилом доме по адресу: г. Москва, Еропкинский пер., дом 16 создано ТСН "Еропкинский 16" (истец), выбран способ управления домом - товарищество собственников недвижимости, что подтверждается протоколом собрания собственников от 23 апреля 2015 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04 декабря 2018 года N 1498 - ПП минимальный размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы с 01 января 2019 года увеличен с 17 руб. кв.м. до 18,19 руб./кв.м.
С учетом установленных тарифов задолженность ответчика по ежемесячному взносу на техническую эксплуатацию и коммунальное обслуживание за период с 10 июля 2019 года по 31 января 2020 года составляет 788 848 руб. 61 коп., в т.ч. по ежемесячному взносу на капитальный ремонт за период с июля 2019 года по январь 2020 года в размере 77 683 руб.19 коп., по ежемесячному взносу на техническую эксплуатацию и коммунальное обслуживание за период с июля 2019 года по январь 2020 года в размере 711 165 руб. 42 коп.
В связи с частичной оплатой по платежному поручению от 04.02.2020 N 1381 на сумму 55 197 руб. 50 коп., по платежному поручению от 18 февраля 2020 года N 2433 на сумму 11 446 руб. 13 коп., по платежному поручению от 08 июля 2020 года N 617 на сумму 318 622 руб. 50 коп., задолженность составила 620 609 руб. 87 коп.
Направленная в адрес ответчика претензия от 26 марта 2019 года Исх.N 2538-ВК, оставлена последним без ответа и удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к следующим выводам.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Раздел объекта инвестиционной деятельности в натуре осуществляется после ввода объекта в эксплуатацию по правилам статьи 252 ГК РФ с учетом согласованных сторонами условий инвестиционного контракта.
Помещения поименованы в акте о результатах реализации, при этом сведений о государственной регистрации имущественные права в отношении таких помещений не представлено.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Обязанность собственника нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома в силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ возникает перед управляющей организацией.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктами 3, 5 части 1 статьи 13 Устава города Москвы к полномочиям города Москвы отнесено управление и распоряжение собственностью города Москвы, организация системы органов государственной власти.
Согласно части 3 статьи 20 и части 3 статьи 29 Устава города Москвы от имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус данных органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени города Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Формирование расходов бюджета города Москвы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным федеральным законодательством и законодательством города Москвы разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы в соответствии со статьей 44 Устава города Москвы является Правительство Москвы.
Факт несения расходов истцом подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, расчетом истца, платежными поручениями, договорами с ресурсоснабжающими организациями, актами об оказанных услугах.
Наличие задолженности за период с 10 июля 2019 года по 31 января 2020 года в размере 620 609 руб. 87 коп. по ежемесячным взносам на капитальный ремонт, техническую эксплуатацию и коммунальное обслуживание помещений подтверждено материалами дела.
Кроме того, требования истца о взыскании задолженности по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт, техническую эксплуатацию и коммунальное обслуживание помещений уже были предметом рассмотрения за предыдущие периоды, в частности по делу N А40-65078/20.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 210, 249, 252, 290 ГК РФ, статей 137, 154, 155, 169 ЖК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении иска, поскольку материалами дела подтверждается факт неисполнения ответчиком обязательств по внесению платы за коммунальные услуги и содержание общего имущества многоквартирного дома.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что бремя содержания помещений, находящихся в собственности Правительства Москвы возложено на ГКУ "Дирекция ЦАО города Москвы, подлежат отклонению кассационным судом на основании следующего.
ГКУ ИС района формирует сводные списки в разрезе управляющих организаций и направляет в Филиал ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЦАО", в срок до 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом.
Далее Филиал ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЦАО" передаёт сводные по округу списки по жилым/нежилым помещениям в префектуру.
Префектурой сформированные списки направляются в Департамент городского имущества города Москвы для подтверждения статуса пустующих нераспределённых жилых/нежилых помещений.
На основании списков Филиал ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЦО" производит расчёт и заключает договор с управляющей организацией и производится финансирование.
Функции главного распорядителя бюджетных средств города Москвы, направляемых на возмещение расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу нераспределённых и нежилых помещений в многоквартирных и жилых домах, расположенных на территории города Москвы, находящихся в его собственности, возложены на префектуры административных округов города Москвы.
Филиал ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЦАО" производит расчёт расходов на содержание, ремонт и коммунальную услугу (отопление) и заключает договор, на основании которого будет произведено финансирование, после подтверждения Департаментом городского имущества города Москвы указанных помещений, как юридически свободных объектов, находящихся в собственности города Москвы.
Статей 11 Закона города Москвы N 65 от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий: организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти.
Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о взыскании задолженности в виде ежемесячных взносов на капитальный ремонт, техническую эксплуатацию и коммунальное обслуживание спорных помещений с Правительства Москвы за счет казны города Москвы.
Иные заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2021 года по делу N А40-65077/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы в соответствии со статьей 44 Устава города Москвы является Правительство Москвы.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 210, 249, 252, 290 ГК РФ, статей 137, 154, 155, 169 ЖК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении иска, поскольку материалами дела подтверждается факт неисполнения ответчиком обязательств по внесению платы за коммунальные услуги и содержание общего имущества многоквартирного дома.
...
Статей 11 Закона города Москвы N 65 от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий: организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2021 г. N Ф05-11318/21 по делу N А40-65077/2020