город Москва |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А41-50171/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Савкин В.М., доверенность от 12.08.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: Гончар А.О., доверенность от 16.11.2020;
рассмотрев 02 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "СГ "Альянс"
на решение от 15 января 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 30 марта 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-50171/20
по заявлению ООО "СГ "Альянс"
об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство
к Минжилполитике Московской области,
третье лицо: Администрация городского округа Мытищи Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СГ "Альянс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минжилполитике Московской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 08.07.2020 (от 08.07.2020 номер обращения 79395), в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома корп. 18, 19 с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой и корп. 20, 21 с нежилыми помещениями по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Пироговский, пос. Мебельной фабрики корп. 20, 21" на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0090234:32; и об обязании выдать ООО "СГ "Альянс" разрешение на строительство указанного объекта на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0090234:32.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Мытищи Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 января 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "СГ "Альянс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество обратилось в министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома корп. 18, 19 с нежилыми помещениями и поземной автостоянкой и корп. 20, 21 с нежилыми помещениями по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Пироговский, пос. Мебельной фабрики корп. 20, 21".
Уведомлением от 08.07.2020 министерство отказало в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на пункт 13.1.1.2 Административного регламента, а именно: на несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Общество, считая отказ министерства об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В силу части 7 статьи 51 ГрК РФ, в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 ГрК РФ;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 ГрК РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Судами установлено, что согласно уведомлению от 08.07.2020 об отказе в выдаче разрешения на строительство указанного объекта основанием для принятия данного решения послужило несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка:
- запроектированный объект капитального строительства не соответствует проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района 19.09.2013 N 481 (общая площадь квартир 2-ой очереди проектируемой многоэтажной жилой застройки согласно проекту планировки составляет 82.600 кв.м; согласно проектной документации (с учетом строящихся и построенных жилых домов) - 86.090,30 кв.м (превышение на 3.490,30 кв.м)).
Также судами установлено, что обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090234:32.
Суды отметили, что в отзыве министерство указало на то, что в рамках оказания государственной услуги по выдаче разрешения на строительство обществом представлено:
- градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090234:32, утвержденный распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 13.04.2017 N Г24/00991-17;
- положительное экспертное заключение 2015 года, выполненное ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза".
Суды указали, что согласно заключению ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза", экспертиза проведена на основании постановления Администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области от 16.09.2013 N 481 "Об утверждении документации по планировке территории поселка Мебельной фабрики" и на основании градостроительного плана земельного участка N 50501101-М8К000107, утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 04.03.2015 N Г16/94-1.
Проектная документация объекта, согласно положительному заключению ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза", разработана в 2014 году ООО "Апра".
Таким образом, суды установили, что в нарушение статьи 51 ГрК РФ проектная документация разработана не в соответствии со сведениями градостроительного плана земельного участка от 13.04.2017 N Г24/00991-17.
Судами также установлено, что согласно проекту планировки территории, в строительство второй очереди строительства входит 6 жилых домов, общей площадью квартир 82.600 кв.м.
Министерством выданы: разрешения на ввод в эксплуатацию корпуса N 16 общей площадью квартир 12.387,70 кв.м и корпуса N 17 общей площадью квартир 11.466,70 кв.м; разрешения на строительство корпусов N 18 и N 19 с подземной автостоянкой: корпус N 18 общей площадью квартир 19.176,9 кв.м, корпус N 19 общей площадью квартир 19.394 кв.м.
По проектной документации корпуса N 20 и N 21 - корпус N 20 общей площадью квартир 12.021,9 кв.м; корпус N 19 общей площадью квартир 11.643,1 кв.м.
Общая площадь квартир второй очереди N N 16, 17, 18, 19, 20, 21 составляет 86.090,30 кв.м, что превышает положенные нормативы на 3.490,30 кв.м.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ, основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 ГрК РФ информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения.
Установленные документацией по планировке территории (проектом межевания) требования о параметрах застройки территории и характеристиках объектов капитального строительства, являются безусловными градостроительными ограничениями, обязательными к исполнению при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, что вытекает из смысла статьи 51 ГрК РФ.
Исходя из вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у министерства отсутствовали законные основания для выдачи обществу разрешения на строительство в связи с несоответствием проектной документации проекту планировки, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных обществом требований ввиду соответствия оспариваемого отказа министерства в выдаче разрешения на строительство градостроительному законодательству и отсутствия нарушенного права общества.
Доводы общества обоснованно отклонены судами, поскольку проектная документация разработана на основании градостроительного плана земельного участка 2015 года, а не 2017 года. Градостроительные планы земельного участка 2015 года и 2017 года отличаются количеством секций домов, поэтому требовалась разработка новой проектной документации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 января 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2021 года по делу N А41-50171/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СГ "Альянс" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ, основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 ГрК РФ информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения.
Установленные документацией по планировке территории (проектом межевания) требования о параметрах застройки территории и характеристиках объектов капитального строительства, являются безусловными градостроительными ограничениями, обязательными к исполнению при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, что вытекает из смысла статьи 51 ГрК РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2021 г. N Ф05-12017/21 по делу N А41-50171/2020